Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Это мой город

14 июля 2015 - Гаврилова Н.П.

                                                                          Это мой город

Воспоминания  ветеранов города из историко-литературного сборника  адресуем в первую очередь нашему молодому поколению зеленогорцев, кому не безразлична история города, её люди. Адресуем и нашим посетителям сайта, нашим друзьям и единомышленникам. Сам же сборник «Мой город» вышел в свет в 2013 году; посвящён 30-летию образования городского Совета ветеранов.  В него включены прозаические и поэтические произведения авторов, рассказывающих о  городе, в котором живут. Все произведения интересны,  познавательны и поучительны по-своему.

18 июля – официальный день рождения Зеленогорска. И мы продолжаем знакомить  посетителей сайта  с нашим городом.

 Воспоминания Дригайло Серафимы Петровны,  ветерана,  учительницы биологии школы № 161.   «В город Заозерный-13 я приехала в 1960 году, а работать начала в школе № 163  с февраля 1961 года.  Приехала из шахтерского поселка Ново-Камала, шахты «закрытого типа», под землей. Ее закрывали, так как в это время открывалась шахта «открытого типа» в Бородино.

       В школе № 163 было в то время, 1961 году,  мало классов, по одному:  один пятый  класс,  один шестой класс  и один седьмой. Директор школы Бирюкова, малосведующая в сельском хозяйстве, сказала мужчинам: «Ну, отмеряйте приусадебный участок вот так..», - взмахнув рукой. Вот эти люди и отмерили 50 соток. Это рассказывала сама Эмилия Алексеевна на одном из юбилейных вечеров 163 школы.

        С кем работать? Было очень трудно. Хорошо, что  мой муж, Дригайло Николай Степанович,  в то время работал на участке механизации и привез на участок 20 машин чернозема.

 Костарев Олег Александрович занял  в то время  пост заведующего  отделом народного образования, после Здзярского Александра Иннокентьевича. А я поступила на работу при Здзярском. Цветы-рассаду для 163 школы давали из городской теплицы, т. Лишенко Н.П. и В.Г.

      В 1962 году 27 августа я была переведена из 163 в  школу 161. 

Директором школы № 161 был Грязин Александр Дмитриевич. Прекрасный директор, великолепный хозяин, мужик-трудяга, исключительно честнейший человек, прямой, независимый, справедливейший человек как по отношению к учителям, так и по отношению к детям. В то же время простой, доступный.  Обо всем с ним можно было поговорить; любил природу, хорошо понимал и разбирался в сельском хозяйстве. Наверное, поэтому с ним было легко работать в этом плане: поможет обязательно, о чем бы его ни попросил.

      Например, мы в школе разводили кроликов (да-да, такое предложение поступило из Москвы). Директор Грязин А.Д. попросил учителей трудового обучения Ю.П.Коновалова и А.П.Манзия построить крольчатник. Они  выполнили «заказ», причем « по последнему слову техники». Школьные «кружковцы» зимой, на лыжах, через реку Кан привозили в рюкзаках сено для кроликов.  Я приносила овощи: картофель, морковь, капусту. Кролики росли быстро, размножались, ведь мы их хорошо и правильно кормили, причем, они  не болели. Все было хорошо, но вот о существовании крольчатника узнали нечестные люди…Сначала позаимствовали, потом постепенно всех наших кроликов и «свели на нет». На этом предмет «Животноводство» и наш эксперимент  в  школе   прекратил  свое существование. 

     А вот растениеводство продолжало развиваться. Я имела связь с научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, который располагался в поселке  Солянка. А земли  здесь   были хорошие: сплошной чернозем. Еще в 30-х годах московская Академия сельского хозяйства имени Климента Аркадьевича Тимирязева организовала в Солянке научный институт и опытное хозяйство. Здесь же, в Солянке, были организованы отделы: животноводства,  плодово-ягодный,  растениеводства,    агротехники, элитное хозяйство, селекционный и другие. Все специалисты  отдела были выпускниками  московской сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева. А в отделе агротехники работал мой дядя - С.Е. Снежков. В бухгалтерии института работала моя сестра Валентина Сергеевна и ее муж Клименко Прохор Игнатьевич. Валентина познакомила меня с девушками –агрономами, и я с ними многие годы поддерживала связь. Они мне во многом помогли:  рассказывали и  учили, как  обустроить и правильно организовать школьный приусадебный участок, давали рекомендации по срокам посева и ухода  по выращиванию различных культур. Учили проводить различные опыты с семенами. Все это пошло на пользу нашему школьному приусадебному участку – он благоухал! Мой муж помогал по-прежнему привозить удобрения на участок. Недаром директор Александр Дмитриевич Грязин называл его «Николаем – Божим человеком». Они познакомились на моей работе и до конца жизни уважительно относились друг к другу.

    Мой муж, Николай Степанович, во многом помогал школе: провел на приусадебном участке водопровод, и  мы с ребятами поливали грядки, по специальному,  разработанному мною, графику полива. Помогал и учителю физкультуры Русинову Михаилу – на спортивном поле для тренировок и детских  игровых моментов установил автомобильные колеса и какие-то «мудреные установки». Бывало так: я в какие-то годы находилась либо на курсах усовершенствования учителей,  либо на отдыхе,  Москве, на сельскохозяйственной выставке, то есть без меня муж обязательно привозил для пришкольного участка какие-либо культуры или цветы, кустарники и просто экспонаты.

    Работала, трудилась с удовольствием, потому что хорошо знала свой предмет-биологию, знала, что делать, как делать, когда делать.

    На школьном участке были высажены ранет, полукультурки, стелющиеся яблони. А привез эти яблони из города Красноярска Олег Александрович Костарев, занявший пост заведующего Гороно после Здзярского (об этом я уже упоминала). Он тоже был хорошим хозяином, всесторонне образованным  человеком, любил природу, понимал ее, сам же занимался на своем домашнем участке выращиванием растений. Вообще много сделал полезного для всех школ города, не только для нашей, школы № 161.

       Надо сказать, что и в теплице, которая была построена при школе, мы работали тоже много: черенковали комнатные растения. В результате школа была в избытке озеленения: в кабинете биологии, в  классах, в школьных коридорах были цветы. Служили и как наглядные живые пособия (разнообразие различных форм листьев, стеблей, видов растений),  и как необходимый для всего живого источник кислорода.

      На пришкольном участке многие культуры служили наглядными пособиями на уроках – свекла, морковь, капуста, картофель, горох и разнообразные цветы. Мы с удовольствием участвовали в различных выставках: осенних, выставках овощей и цветов.  В теплице выращивали рассаду различных сортов помидоры, капусту, огурцы. Иногда «излишки» рассады продавали, а на «вырученные» деньги покупали цветочные горшки, сельхозинвентарь. Все   деньги от продажи мы сдавали в школьную бухгалтерию. А помню год, когда директор школы (был уже Овчаров Евгений Павлович, это 70-ые годы) купил на «наши» деньги музыкальные инструменты. Он посчитал, что в настоящий момент именно это приобретение  было необходимым для школы. 

      Единственное мое учительское счастье в жизни, что мне «везло» на хорошие школьные коллективы.

     Когда работала в Ново-Камалинской школе, был творческий, работоспособный, трудолюбивый коллектив. Возглавлял его Никита Прохорович Клыкута, заслуженный учитель РФ, хозяин, великолепный психолог. Я иногда любовалась тем, как он разговаривал с детьми, как воспитывал. Тогда, в   50-60-ые годы многие дети росли без отцов; были сложные материальные и семейные условия. Он помогал детям стать на ноги, помогал матерям. И надо сказать, многие дети из камалинской школы учились хорошо, впоследствии получили хорошие специальности:  стали  и врачами, и учителями, и инженерами,  и  квалифицированными рабочими. У некоторых из них  есть  даже   ученые степени.

      Под стать  Никите Прохоровичу был заведующий учебной частью  Сидько Федор Яковлевич. Умнейший человек, прекрасно «разбирал» учительские уроки, которые,  как завуч, посещал. Он учил учителей работать. А когда в городе Красноярске открылся филиал Новосибирского Академгородка, понадобились научные кадры, то Федора Яковлевича пригласили в аспирантуру. Профессора Цумакион и Киренский вспомнили о бывшем способнейшем своем студенте. Сидько Ф.Я. за три года успешно закончил аспирантуру, написал кандидатскую диссертацию и уже через 7 лет стал профессором университета, доктором физико-математических наук, заведующим лабораторией  в институте биофизики. Воспитал много научных работников. Хочу сказать, что и наши выпускники школы № 161, которые учились в университете, слушали лекции  профессора Сидько Ф.Я. по биофизике. Ученики  рассказывали мне о его прекрасных лекциях, в которых не было ни одного лишнего слова, слушались, как говорят, «на одном дыхании». Об этом мне рассказывал Гришило Славик, который в настоящее время творчески  работает и живет на Сахалине.

      У Федора Яковлевича Сидько были ученики из Ново-камалинской школы, фамилии, к сожалению, забыла, и наших и новокамалинских. Но одного запомнила – Силкин Сергей, сейчас он живет и работает  в Одессе,  доктор наук.

      Очень хороший коллектив был в нашей, 161-ой школе. Умные, работоспособные, ответственные, преданные своему делу без остатка сил и способностей. Всех помню, хотя многие ушли из жизни.

     Неужели это было такое время, что иначе мы и не могли работать, как только отдавать все свои силы и здоровье?

     Помню, как оформляли кабинеты. Наглядных пособий (был период такой в моей работе) не хватало, особенно по генетике, мне приходилось самой рисовать  схемы, молекулы, реакции. А учитель черчения и рисования Георгий Антонович Кладницкий советовал, как раскрасить тот или иной рисунок, схему.

   Школа кипела от работы, все -  за одно! Работа, работа, работа!

С учениками мы готовили гербарии:   по каждому семейству у нас был наглядный материал. Работала с удовольствием, так как было что показать на наглядном материале. В то время уже и фильмы были созданы, в классе стоял кинопроектор. В фильмотеке брали интереснейшие научные фильмы по общей биологии и другим предметам. Мне доставляло радость от показа этих фильмов.

Все учителя были заняты и общественной работой. Каждый из нас нес какую-то общественную нагрузку: работа в секциях, в

профсоюзе, политзанятиях, доклады на педсоветах и конференциях, подготовка к олимпиадам и т.д. и т.д.

   Работа была всегда на первом плане. Забывали о семье, своих детях, о своих болезнях. Были очень ответственными, на первом месте была дисциплина. При этом мы не считались со своим личным временем. Часов трудового обучения было мало, невозможно было на большом пришкольном участке в отведенные часы выполнить всю работу. Поэтому   мы  не считали, сколько часов уходило на ту или иную работу, а просто работали как подобает, как надо. Например, во время заморозков надо было жечь костры, чтобы растения не замерзли, особенно в предутреннее время, эту работу выполняла я сама… А сколько надо было переносить земли, навоза, удобрений?

    Физические и умственные нагрузки были достаточными…». Воспоминания написаны   16 мая 2009 года.                        

    Воспоминания       ветерана-педагога  Сотниковой Нины Петровнаы: « Я приехала в Зеленогорск со своей семьёй в 1996 году. Почему  здесь оказалась? Да очень просто: по приглашению своих родственников. До этого мы жили в городе Душанбе.  Вы помните сложные 90-ые годы: развал СССР, «горячие точки» на карте страны… Нам пришлось уехать, чтобы сохранить жизнь,  семью, дать образование детям. Было трудно, горько, досадно…Но мы покинули  «горячую точку» бывшего СССР…

    А родилась я в   городе  Ташкенте, столице  Узбекской ССР.    Окончила химический факультет Ташкентского государственного университета. Была интересная  учёба  в аспирантуре химического института АН Таджикской ССР. В 1988 году получила знак «Изобретатель СССР». В  1989 году защитила кандидатскую диссертацию,   была присвоена учёная степень кандидата химических наук. К этому времени мною было  опубликовано около тридцати  научных работ…Как говорят, работать бы да работать, создавать, исследовать…

     Переезд в Зеленогорск координально поменял поле моей трудовой деятельности, если можно так сказать. Местом новой работы  стал зеленогорский филиал красноярского государственного технического университета (КГТУ).   Раньше, работая в институте Востоковедения АН Таджикской ССР, я занималась практической реставрацией письменных памятников на бумажной основе,  разработкой новых методов и составов применительно к восточным рукописям, а в Зеленогорске   начала  преподавать химию и экологию.  Хочу сказать, что мой предыдущий опыт проведения научных изысканий,  участие на различных научных конференциях очень пригодился при подготовке студенческих научных работ. В 1999 году  совместно со старшим преподавателем университета  Липуновой Татьяной Владимировной провели первую  студенческую конференцию, на которой были заслушаны доклады наших студентов-экологов. Затем  конференцию «Экологические проблемы переработки отходов» стали проводить ежегодно в стенах филиала КГТУ. Год от года число участников конференции росло,   постепенно она стала городской межвузовской. Стали приглашать к участию  не только студентов, но и учащиеся школ нашего города. У меня сохранились многие фотографии этих конференций. На досуге я   с удовольствием их просматриваю, вспоминаю, насколько заинтересованно и серьёзно все относились к данному формату мероприятия. Тем временем  мой  «список  научных трудов» за годы работы в филиале КГТУ пополнился новыми тридцатью  публикациями. Некоторые из работ, например, «Исследования водных объектов»,  «Изучение воздушного бассейна города с применением биотестирования» –  результат совместной работы со студентами. Это важный момент деятельности   для меня и моих студентов. Мы стали приглашать на конференции (в состав жюри) сотрудников ЭХЗ -  молодёжное общество МОЯОР.  2001 год -  мне было присвоено звание «доцента».   2010 год -  за многолетний добросовестный труд, плодотворную научно- педагогическую работу по подготовке специалистов с высшим образованием  награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ. Многие годы я была председателем профсоюзной организации КГТУ, а также членом и секретарём Учёного совета филиала…

    Что для меня Зеленогорск?  Он стал для меня  родным. Это мой город!  В нём выросли мои сыновья… Не устаю любоваться красотой  города. С удовольствием посещаю многие городские мероприятия. Постоянно бываю на выставках, которые проходят  в музее города. Город стал для меня второй родиной…». 2013 г.

                                                                                                          

Из воспоминаний  Хромова    Олега    Петровича: «Родился я 15 февраля 1939 года в селе Ворошиловка Чимкентского района Южно-Казахстанской области. Трудное военное и послевоенное время. Весной при вспашке земли, как стая галчат ходили за трактором и собирали мёрзлую картошку, и ничего не было вкуснее этой, запечённой на костре картошки, а также печёной и варёной свеклы. С весны бродили по родниковой речке и корзинкой ловили рыбу – пескари, гальцы. Запекали с воробьиными яйцами, а также варили эти яйца и щёлкали, как семечки. Воробьев было невиданно  много, на каждом дереве было до 30-50  соломенных гнёзд, в каждом до 10 яиц, собирали шапками, вёдрами. А суп с воробьями, или жареные на костре воробьи. У каждого пацана непременным атрибутом (оружием) была рогатка, которой и добывали воробьёв.

С 1946 года остались без отца, старший брат, сестра растила нас одна мамка. Чтобы прокормиться – держали корову. Моей задачей (с 5-6 лет) было – в 6 часов утра отогнать корову в стадо на выпас, в течение дня заготовить травы на ночь, в 18.00 часов забрать корову из стада, подоить, накормить. Мама работала до поздней ночи, чтобы заработать на пропитание.

С марта по октябрь в школу ходили босиком, не было обуви. Тряпочная сумка через плечо, с чернильницей-непроливайкой, книжки, тетради. До 1954 года школы были раздельными – мужская и женская. В 1954 году их объединили – я учился в 8 классе. В этом классе оказалась девчонка, которая впоследствии стала моей женой, с которой совместно проживаем и по сей день уже 44 года. В 1956 году окончил школу и поступил в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1961 году и по  распределению был направлен в г.Красноярск п/я 73, хозяйство Курганова

17 августа 1961 года прибыл на станцию Заозёрная. Одноэтажная деревянная изба. Отапливалась буржуйкой. До города (в то время «Заозёрный-13») добирался на единственном в городе такси «Волга», которое в этот момент находилось на вокзале. С меня, как со студента, шофёр плату не взял и довёз до здания управления строительства (хозяйство Курганова), которое находилось в районе ГАИ в старом деревянном бараке.

Принял меня начальник отдела кадров, и завёл меня к заместителю начальника стройки Самусевичу Н.А.. Николай Антонович принял меня по-отечески и благословил на ратные дела. Кстати, я, как молодой специалист, инженер тепловозного хозяйства, был заявлен через Министерство, именно Самусевичем Н.А., который курировал ОЖДТ, ныне УЖДТ. Я и был направлен в ОЖДТ. 18 августа 1961 года я прибыл в ОЖДТ. Встретил меня начальник отдела кадров Даркин П.И. и направил к начальнику локомотивного депо Шелест М.П.. Михаил Петрович рассказал о хозяйстве, задачах, которые стоят перед ОЖДТ. Основная задача   - доставка угля на Красноярскую ГРЭС-2, строительных грузов и оборудования для строящихся промышленных предприятий и города.   

Были в хозяйстве и пять маленьких маломощных тепловозов ТГМ-1, которые должны были выполнять маневренные работы. Но на 18 августа в работе был только один тепловоз, остальные стояли «под забором» - не исправные, не было специалистов тепловозного хозяйства. Вот на этой-то работе тепловоз меня и отправил Шелест М.П. в качестве дублёра помощника машиниста тепловоза – в то время я уже имел права помощника машиниста магистральных тепловозов – получил ещё в институте.

Я тут же вышел на железнодорожный путь, остановил тепловоз и представился машинисту тепловоза. Семеняк А.А. – как дублёр. Это был мой первый учитель и наставник, да и все работавшие на тепловозе машинисты относились ко мне очень внимательно и уважительно, удивляясь тому, как быстро я освоил эту технику – для меня естественно, это было несложно, но они долго не знали, что инженер тепловозного хозяйства – я просто был помощник машиниста. Отработал я помощником машиниста 4 месяца. А потом вызывает меня Шелест М.П. и говорит: «Хватит валять дурака, принимай бригаду – 4-х военнослужащих и восстанавливайте неисправные тепловозы». Я был назначен мастером тепловозного хозяйства. С большими трудностями – не было запасных частей, опыта и знаний у слесарей, научившись на практике в течение 6 месяцев, восстановили все тепловозы.

Мне, как мастеру, уже нечего было делать и я попросил Шелеста М.П. перевести меня на должность машиниста тепловоза, где я и проработал три года с 1962 по 1965 год. Должен сказать, что за этот период в УЖДТ прибыли молодые специалисты: в августе 1961 года Становский Серафим Кузьмич, который работал дежурным по станции, начальником станции, затем перешёл на комсомольскую работу, был секретарём городского комитета комсомола, затем заведующим отделом молодёжи краевого комитета комсомола. Снова вернулся в город и работал в парткоме стройки, в горкоме партии. В дальнейшем – директором краевого музея имени В.И. Ленина. Защитил диссертацию кандидата наук. В настоящее время живёт в подмосковном городе Оболенске. Преподаёт в двух подмосковных университетах.

В 1962 году прибыл молодой специалист Карпов Владислав Георгиевич. Работал дежурным по станции, начальником станции, начальником службы эксплуатации, главным инженером УЖДТ и с 2001 года начальником УЖДТ до 2002 года. В настоящее время на пенсии.

В 1963 году прибыл молодой специалист Панов Анатолий Арсентьевич. Работал кондуктором, дежурным по станции, начальником службы эксплуатации, заместителем начальника УЖДТ. В настоящее время работает ведущим инженером УЖДТ. В свои 71 год – играет в футбол, ходит на лыжах.

Это были бравые ребята, которые внесли большой вклад в развитие и совершенствование УЖДТ. На становление самих же ребят, да и меня тоже оказал  большое влияние и внимание Батеев Андрей Михайлович – начальник УЖДТ с 1963 года по 1990 год. Будучи грамотным специалистом, обладая большими организаторскими способностями, он добивался того же и от своих подчинённых, впоследствии уверенно чувствуя себя за их спиной, ощущая всяческую поддержку во всех начинаниях.

Да и вообще в шестидесятые годы сложился славный трудовой коллектив УЖДТ, которому первому в городе в 1962 году было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». Это были такие замечательные люди, как машинист паровоза, а в дальнейшем некоторые и тепловоза: Семеняк А.А., Щербаков В.И., Зима А., Назаренко И.А., Керн А., Силич В.И., Спиченок И.А., Кобзарь Н., Лозовая А.И.,Третьяков И.М., Бондарь В.А., Ширнго Г.,

- слесаря: Шишко Н.Б., Лапин Д.Е., Родин И.

- токари: Беспалых П.П., Сургутский А.И.

- сварщики: Емельянов В.Е.,  всех не перечислить. Это и вагонники, и эксплуатационщики, и путейцы, и энергетики. Для всех, прежде всего – честь коллектива.

Вернусь к своей работе машиниста тепловоза. Приходилось выполнять очень  сложные и ответственные задания. Так в одной из ситуаций при подаче на площадку ЭХЗ трансформатора на специальной железнодорожной платформе оказалось, что платформа не вписывается в кривую, колеса пытаются сойти с рельс, а это страшно, более того, трансформатор не проходит по высоте под высоковольтным проводом.

Рискуя практически жизнью, дежурный по станции Панов А.А. встал на платформу и палкой приподнял провод. Помощник машиниста  Павельев В.Д. и кондуктор: один встал на наружный рельс …., другой смазывал внутренний рельс маслом, чтобы предотвратить сход колёс с рельс.  Я же по сантиметру продвигал состав. Задача была выполнена в строго регламентированные сроки, за что бригада была поощрена директором ЭХЗ  И.Н. Бортниковым.

При строительстве Дворца культуры им. Ленинского комсомола было принято решение перекрыть П-образную хозяйственную пристройку и таким образом получить кафе «Ёлочка» и танцевальный зал «Селена». Перекрытие надо было осуществить специальными не типовыми фермами, а их надо было подать каким-то образом на монтажную площадку. Автотранспортёром не получилось. Было принято решение подать фермы на железнодорожных платформах. Для этого в торцевой стене ДК с южной стороны был сделан проём и через него в зрительный зал был проложен железнодорожный путь от библиотеки Маяковского (в те времена от библиотеки отправлялся пассажирский поезд до строительной площадки ЭХЗ И ГРЭС-2. мне доводилось его водить.) подавать платформы с фермами было поручено мне. Я с платформы через проём въезжал тепловозом в зрительный зал и с платформы, которые устанавливались в хоз. пристройке вёлся монтаж перекрытия. Перекрытие осуществлялось в течение нескольких дней и я ежедневно принимал участие в этой работе. Днём монтировал перекрытие, а вечером я как секретарь горкома комсомола – начальник штаба комсомольского прожектора вместе со штабом принимали участие в ежедневном субботнике по строительству ДК – это действительно была комсомольская стройка. А ночью выпускали стенгазету к завтрашнему субботнику. Были и смех, и слёзы, и обиды нерадивых. Но в целом эта газета здорово мобилизовывала на активное участие в строительстве ДК. В работе штаба принимали активное участие: Становкин С.К., Становская Л.М., Шутиков А., Шутикова З., Баранов Г. – 1 секретарь ГК ВЛКСМ, Булгаков Г.., члены ВЛКСМ Маринич,  Брагина И. и другие комсомольцы. Дворец ДК – это им памятник.

Кроме чисто производственной работы мне очень много приходилось заниматься и общественной работой. Я постоянно был или секретарем комсомольской организации, председателем цехового комитета, председателем местного комитета, секретарем партийной организации. С 1972 года по 1975 год работал на выборной должности – заместителем секретаря партийного комитета стройки. Избирался депутатом городского совета народных депутатов. Эта работа, естественно, биографию не портила и позволяла более чётко ощущать ритм жизни, пути реализации стоящих задач»….           2007 год

Уважаемые посетители музейного сайта. Вы прочитали фрагменты воспоминаний из историко-литературного сборника «Мой город». Все публикации наши уважаемые ветераны посвятили своему любимому городу – городу  Зеленогорску.

Продолжение публикаций  - обещаем!

 

                                                    Материал подготовила Н.П. Гаврилова

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1483 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

АНКЕТА