Мой Зеленогорск.
Мой город
К 60-летию Зеленогорска
Продолжаем рассказывать о нашем Зеленогорске глазами самих горожан. Их воспоминания ещё раз подчёркивают признательность всем, кто стоял у истоков строительства города. Горожане передают свои ощущения и свои впечатления (этим и ценны личные воспоминания).
Бынкова Анна Михайловна
В город приехала в 1966 году, никак не могла привыкнуть к здешним людям. Мне казалось, что они чужие, что никогда не найду среди них близких мне по духу подруг. Но время всё расставляет по своим местам…
Преподавала в школе; работу любила, вспоминаю с удовлетворением. Трудилась до 1988 года; 41 год в системе народного образования. Рада, что смогла научить многих детей русскому языку, приучить к чтению (чтение открывает перед человеком многообразие жизни). Уважаю читающих людей. Не отказывалась от руководства классом, сколько проводили мероприятий: походы, ежегодные смотры строя и песни (и призовые места занимали). Разлетелись мои ученики: и в Украине, Москве, Петербурге, Иркутске, в нашем городе. Всех выпускников помню, слежу за их судьбами…
Сдружилась с соседкой по дому. Мы даже умудрились загорать летом в своём дворе. Между нашими домами до сих пор растут огромные сосны, клёны, вязы; между ними - зелёная лужайка. Приобщила сына и внука к красотам неповторимой сибирской природы. Зимой прикармливаем пернатых нашего двора: скворцов, дятла, синичек, поползней, снегирей. Сын, ещё учась в пятом классе, сделал кормушку. Оказывается, синички довольно трусливые птички, но живые, ловкие и быстрые. Их слетается на балкон множество. Схватят семечко и на ветки сосны или ранетки. Зернышко съедят и опять на балкон, за новой порцией. Иногда наведываются красногрудые снегири, у них тупой клюв, но они ловко им пользуются. Но вот появляется самка снегиря, сама серенькая, к ней всё птичье семейство относится с почтением, и, пока она не насытится, никто не смеет приближаться к кормушке. Муж мой почему-то синичек называл «замарахами», я так и не узнала, откуда такое интересное прозвище. С внуком часами наблюдаем за птичьим базаром на своём балконе, скрываясь за шторой, чтобы невзначай не спугнуть наших друзей. Балкон был любим и котом Васькой. Муж принёс его совсем крохотным. Кот вырос и придумал новый метод ухода-прихода домой, никого не беспокоя. Через форточку - и на балкон, на сосну, и по ней - на волю, а высота-то под два метра. Я всякий раз боялась, что произойдёт несчастье, сосна-то находится метра полтора от балкона. Но кошачий бог всегда был на стороне нашего Васьки…
Уже на заслуженном отдыхе узнала, что в городе есть такая организация как университет старшего возраста. Решила для себя, что учиться никогда не поздно. С 2001 года являюсь слушателем университета. Научилась вязать и шить. Увлеклась родословием, музееведением, музыкой, краеведением. Много поездила с университетом по Красноярскому краю. Участвую в коллективных выставках университета. Рада, когда предлагают читать лекции по литературе, провести диктант, подготовить конкурсы чтецов. Университет для меня, как дом родной. Прежде всего для меня – это общение. Появились новые друзья по увлечению. В университет меня всегда «тянет». А дома, когда рядом нет никого, грустно…2012 г.
Горенский Владимир Петрович
В августе 1958 года после службы в рядах ВМФ я устроился на работу в 3-ий район. Принял меня начальник района Рукавишников Борис Ульянович, который и определил мою судьбу, «сделав» отделочником. Профессии этой не обучают ни в одном институте или техникуме. Он утвердил меня в этой профессии, и я не изменил ей сорок лет своей деятельности.
Поступил в распоряжение начальника участка Александра Ивановича Халдеева, тот направил меня к старшему прорабу Николаю Алексеевичу Беляеву – главному отделочнику участка. Привёл меня на 8-квартирый дом (где располагался горвоенкомат, а сегодня стоит кирпичная коробка строящегося дома) и сказал: «Вот твой дом, твои люди. К 7 ноября объект надо ввести в эксплуатацию». Зашёл я в дом, а там столярно-плотничные работы ведёт бригада Лапковского Георгия Сергеевича (позже ему присвоили звание «Заслуженный строитель РФ). Плотники – все бывшие фронтовики. Штукатурные, плиточные и малярные работы поручены бригаде строителей (бригадир – Ануфриев). Перед плотниками я чувствовал себя очень неудобно и бывшим воинам сказал откровенно: «Ребята, хоть я дипломированный специалист, и до армии имел некоторый опыт руководящей работы, в новой должности для меня всё ново, я ничего не знаю, учите».
Бригадир принёс мне книги для молодого штукатура, маляра, плиточника, плотника и сказал: «Одолевай книги и учись у нас, мы всё сделаем сами и тебе поможем. Ты только позаботься о наших заявках, обеспечь полностью материалами». Ребята служили уже по третьему году, в ту пору зарабатывали неплохо. Бригадир домой уезжал на собственной машине, купленной на деньги, заработанные во время службы. Интерес в быстрейшем окончании строительства дома был, они работали по 10-12 часов ежедневно. Мне тоже приходилось находиться с ними всё рабочее время. Добираться домой в г. Заозёрный – целая проблема. Пока стояло тепло, ходил на ночёвку к тётке, на Слюдяной рудник (садоводство № 2). В холода добирался домой попутным трактором.
Вся деревянная часть города покоится на болоте: для осушки его вырывали траншеи со спуском в р. Баргу. Выйдешь, бывало, из строящегося дома – темно, оступишься с тропинки – и по колено в воде, а то и полные сапоги наберёшь. Так мокрым и добираешься до Заозёрного. Часам к 12 ночи вернёшься домой, чуть-чуть поспишь, а к шести часам утра спешишь на рабочий поезд, чтобы вовремя попасть на работу. Мой первый дом мы успели ввести в эксплуатацию к 7 ноября; впереди меня ждали десятки, сотни домов, школы, детские сады, магазины, больницы, поликлиники, ДК, кинотеатр «Мир», ЭХЗ, ГРЭС-2. Тяжёлое было время, но мы трудностей не замечали. Молодые, мы гордились, что своими руками строим город, для себя. И построили! Не стыдно смотреть горожанам в глаза, и приятно, когда нашим городом восхищаются гости. 2001 г.
Лапковская Екатерина Ефимовна.
Приехала я в Усть-Баргу в 1938 году и сразу же меня направили работать в школу на Слюдрудник. Он находился в нескольких километрах от п. Усть-Барги. Работала учительницей начальных классов в семилетней школе. Занятия проходили в одной комнате (классной комнате) сразу по два класса. Учеников в каждом классе числилось по 17-20 человек. У меня сохранилась фотография первых учеников 1938 года.
Домики в посёлке Слюдрудника были очень бедными и ветхими. А строились они людьми, которые были сосланы сюда как «кулаки». Да и почти весь жилой посёлок состоял из раскулаченных. Все они трудились на слюдфабрике. По режиму сосланные должны были ежедневно отмечаться в комендатуре, которая тоже находилась в посёлке. Комендантом был Бусыгин; о нём сохранилось хорошее впечатление. По натуре он был человеком добрым и отзывчивым, поэтому сильно не притеснял своих поднадзорных. Тем более, что у самого Бусыгина в собственной семье было три или четыре ребёнка.
На Сюдруднике был колхоз. Земли колхозные были хорошие. Фамилия председателя колхоза – Медведев, бухгалтера – Талай. Помню такой случай. Сын бухгалтера рудника влюбился в девушку – «кулачку». Задумал парень жениться на ней. Отец не разрешил ему это сделать, и тогда парень застрелился. Вот такая личная трагедия случилась.
А вообще, хотя и относился к ссыльным - кулакам комендант по-хорошему, жители боялись с ними дружить. Вспоминаю, на Пасху ученики из раскулаченных принесли мне «крашенку» (яйцо). Я была тогда молоденькая, может быть, поэтому мне и доверяли. Ведь в то время запрещали отмечать религиозные праздники, в том числе и Пасху. Уж потом я прятала-прятала это яйцо. Боялась «оговора».
Кроме школы, комендатуры в посёлке был построен большой барак для наёмных рабочих слюдфабрики, где они жили. В посёлке был магазин, пожарка. Удивительно, что была и своя пекарня с пекарем; он пёк хлеб на весь посёлок. В 1939 году Слюдрудник закрыли. Здание фабрики перевезли в Заозёрный. Многие люди тоже переехали в Заозёрный, перевезя с собой дома. Здание семилетней школы тоже перевезли. Осталась только начальная школа, которая разместилась в помещении барака. Я работала и жила там до 1942 года.
В 1942 году я вновь приехала в Усть-Баргу, стала работать учителем начальных классов. В то время в посёлке была семилетняя школа. Она находилась в устье реки Барги. Директором школы в 1942 году был Земель Эдуард. Он учителей летом не отпускал в отпуск до тех пор, пока они не заготовят дров на зиму. Было такое время. Знаю, что здание семилетней школы, где я работала, не сохранилось. А уже перед строительством города, в 50-х годах, построили ещё одну новую школу, рядом со старой.
Что представлял собой посёлок Усть-Барга? По берегу Кана тянулась самая большая улица: от лесозавода и почти до кладбища (это нынешний 21-й микрорайон). Вторая улица тянулась по реке Барге. Недалеко от школы, по левую сторону реки Барги, находился цех, где строгали обечайку (из неё потом делали сито). Недалеко от цеха находился медицинский пункт. В нём работал фельдшер Однолько Ефим Степанович. Человек уже пожилой, из местных жителей. Лечил Ефим Степанович в основном травами, да добрым словом. У него неплохо получалось. Помогал всем.
А ещё работал магазин; примерно в том месте, где расположен ныне магазин «Саяны». Помню, продавцом была Бегаева. Ещё в Усть-Барге был клуб, холодный (не отапливаемый). Несмотря на это мы ставили спектакли, танцевали под гармошку. Надо сказать, что всю культурно-массовую работу в посёлке проводили мы, учителя. У нас был даже свой струнный оркестр, в нём принимали участие и учащиеся, наши дети. Выступали с концертами даже по близлежащим деревням. Активную роль принимал участие в художественной самодеятельности Вася Бондарь. Изредка в клубе сельчанам показывали даже кино. 1990 г.
Уважаемые посетители музейного сайта!
Вы можете познакомиться с материалами (воспоминаниями горожан) в источниках: историко-литературном сборнике «Мой город» (вышел в свет в 2013 году), историко-документальном сборнике «Комсомолу – 95!» (2013 г.), книге «Историю ДДУ пишем вместе» (2014 г.)
Материал подготовлен Н.П. Гавриловой, заведующей отделом «История города»
Нет комментариев. Ваш будет первым!