Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Мир художника А.П. Кравчука

14 марта 2015 - Гаврилова Н.П.

                                                              

                         «На картинах А. Кравчука – мой любимый город».

               К 75-летию со дня рождения художника Анатолия Павловича Кравчука (1940-2004)

В преддверии дня рождения Анатолия Павловича  (17 марта)  вспоминаем  имя художника, взяв за «основу» содержание  книги «След на земле». Произведение   вышло в свет тоже к юбилею – 65-летию А.П. Кравчука (издательство «Буква С», Красноярск, 2010).

Татьяна Михайловна  Ломанова, искусствовед  города  Красноярска: «….Главной темой творчества Анатолия Кравчука становится сибирский пейзаж. Его дарование – лирическое, для художника характерно умение опоэтизировать любой мотив. Сибирская природа сурова и монументальна, но в композициях Анатолия Кравчука она наполнена удивительной поэзией. Его листы сохраняют нежность и прозрачность акварели, несмотря на плотность, цветовую насыщенность («В низовьях Енисея», «Тёплый вечер», «Перед грозой»).

Художник много путешествовал по Сибири, хорошо знает особенности и характер разных её уголков. В его акварелях при их художественности, поэтичности образа всегда ощущается огромная работа на пленэре, даже если акварель выполнялась в мастерской. Множество подготовительных зарисовок, этюдов, позволяющих запечатлеть различные состояния в природе, в конечном итоге фокусируются в композициях, так радующих на выставках. Умение передать неповторимые особенности каждой местности ярко проявилось в работах «На Енисее», «Снег выпал», «Вечерние огни», «Зимний день», «Северный мотив», «Порог», «Лесная речка».

Восхождение художника не было стремительным. Кравчук работал не суетно, не стремясь каждую работу выставить на суд зрителей. Накапливая материал, учился. В 1972 году его листы были показаны на краевой художественной выставке. Это было первым признанием  в качестве художника края. Затем, практически на каждой выставке, появлялись его лирические задушевные акварели, через год листы Кравчука увидели омичи на региональной выставке молодых художников… Творческая поездка в 1972 году по Енисею на Диксон стала первым по-настоящему серьёзным открытием Енисея, Севера, отдельной темой в творчестве.

Огромный заряд дала работа в доме творчества на Байкале (1985 г.). общение с художниками Сибири, ежедневные занятия на пленэре, дискуссии, совместные выставки и их горячие обсуждения… Творческая атмосфера окрыляла, создавала большой потенциал на год вперёд.

Ещё одна поездка по Енисею в 1991 году в составе всесоюзной творческой группы  стала для Анатолия настоящей школой. Общение с собратьями по искусству дало новый взлёт в работе: Енисею, его неохватным далям, его скалистым берегам, прибрежным городам и деревушкам посвящены уже десятки листов, многие из которых заслуживают самого серьёзного внимания. В них сочетается умение создать художественный образ с поэтическим мышлением, что свидетельствует, несомненно, о зрелости мастера. Листы «Енисейск», «Игарка», «Казачинский порог», «Сумерки», «Посёлок Караул», «Остров на Енисее», «В низовьях Енисея» несут глубокую образность, отличаются тщательно отработанными художественными средствами...»

       Римма Ивановна  Иванова, туристка городского клуба «Фирн»,  рассказывает: «Вряд ли можно сомневаться в том, что наше первое знакомство с Анатолием Павловичем могло состояться вне природы. И  естественно,  с первой встречи – приглашение на выставку. Так и завязалась  дружба.

        И в один из прекрасных дней  предложила Анатолию Павловичу пойти с нами в поход. Это был детский поход в Ергаки. Были с его   стороны  сомнения: «Смогу ли?».  Успокаивала,  что идут дети с нами, будем беречь, не  принуждать к бивочной работе. Тогда у нас в компании было 35 человек: самому старшему – 60 лет, а  самому младшему – 6 лет. После похода по  Саянам   А. П. Кравчук  сделал персональную выставку в кинотеатре «Мир». Были приглашены  туристы из клуба «Фирн» и  возникла идея сходить в большие горы, т.е.  на Тянь-Шань.

     Во всех путешествиях Анатолий Павлович очень много работал. Нет сомнения, что природа вдохновляла его. Столько было  написано этюдов,  думаю, немногие  он успел перенести на полотно или бумагу. И не секрет, что у многих фирновцев есть его работы. В наш клуб он приходил ни как гость, а как   его  полноправный член.    И сейчас у нас  в  клубе  висит  подаренная им большая картина на всю стену. Горные пейзажи на фотографиях могли бы быть произведениями, будь с нами рядом Анатолий Павлович.    Мы чтим память о нем».

  Из воспоминаний Сергея Терентьевича Подолинского – военного строителя,  ветерана ОМВД города:  «Я служил вместе с Анатолием Кравчуком в 60-ые годы, в воинской части №  25527. Части, которая принимала участие в строительстве ТЭЦ, гидроузла.  Помню, Анатолий был сразу назначен художником части. Я тогда был секретарем комсомольской организации.   На одной отчетно-выборной комсомольской конференции его избрали членом бюро ВЛКСМ и поручили выпускать газету «Комсомольский прожектор». Анатолий с комсомольским задором и огоньком проводил рейды на строительные участки, а по результатам  - выпускал стенгазеты, сатирические «Боевые листки».

     Считаю, что это помогало в то время личному составу части успешнее выполнять задания и принятые социалистические обязательства. Время было такое! За активную работу в жизни комсомольской организации Анатолий неоднократно награждался Почетными грамотами не только городской комсомольской организации, но и краевыми. Военными строителями избирался также делегатом на городскую комсомольскую конференцию..

    Прошло  определенное  время после службы, когда  я впервые  увидел на выставке его картины. И знаете, искренне порадовался, что Анатолий стал настоящим художником. Я горжусь тем, что лично знал его; мне нравятся сюжеты его картин, на которых мой  любимый  город…».

   Из воспоминаний  Галины Мефодьевны Веселовой,  поклонника творчества художника:  « …С Анатолием Павловичем мы познакомились задолго до моего приезда в наш город. Это было в 1980 году, Барнауле. С большим успехом в городе тогда  проходила Пятая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». В составе творческой   делегации Красноярского края был и Анатолий Павлович Кравчук.  На выставке экспонировалась его  акварельная работа «Индустриальный пейзаж» из серии «Сибволокно»…

         Вторая встреча    состоялась уже в нашем городе,  в художественной мастерской,  «колхозном доме»,  тогда Анатолий Павлович  творчески работал  вместе с    Даниленко Иваном  Семеновичем.   В конце 80-х гг.  семьей мы часто бывали на   выставках художественного музея. Особенно мне запомнились  персональные выставки художника в 1990, 1996 и 1998 годах. С удовольствием знакомились с новыми работами Анатолия Павловича на «Аллее мастеров», посвященных Дням города…

     В 1996 году, перед 40-летним юбилеем  Зеленогорска,  Анатолий Павлович решил подарить горожанам – музею истории города – 40 своих картин (фонды  тогда находились в помещении музея Боевой славы, на улице Строителей, 12). Художник-даритель  поставил условие: «Картины обязательно должны экспонироваться». Вместе с научным сотрудником музея Н.П. Гавриловой, председателем ДОСААФ А.Д. Дрыновым  они разместили некоторые полотна прямо в большом кабинете.   Нас тогда  несколько  удивило, что Анатолий Павлович сам принес и  установил  металлические крепления и шпагат (как-то тихо, без лишних разговоров)… Вот таким он и был в жизни…

       Городские сюжеты картин были настолько узнаваемы, притягательны, что имели какую-то особую энергетику. Это отмечали и многочисленные гости; особенно был в восхищении приехавший  из Киева первый начальник строительства Константин Николаевич Полосков. Гостя сопровождал Сергей Александрович  Козлов – заместитель председателя горсовета, который и «уговорил высокого гостя» посетить еще и персональную выставку А.Кравчука во Дворце культуры имени Ленинского комсомола. И гость был рад знакомству с творчеством городского художника. А в  то время А.П. Кравчук  был  полон творческих сил,  ему всего  55 лет, он  -  в Союзе художников России, у него - много друзей…

     Знаю, что в кинохронике энтузиаста  Дворца детского творчества Клевакина Ю.Р. запечатлены футбольные баталии с участием А. Кравчука,  туристические выезды на Саяны. А пленэр на природе, сибирские просторы приносили художнику много новых творческих задумок.

    Однажды на одном юбилее   художник   подарил мне  картину.  Она  дорога и памятна для меня и моей семьи. И я счастлива, что была знакома с таким красивым человеком, мужчиной, художником, оставившим свой неповторимый след в истории города…»

 

                                             Материал подготовила Н.П. Гаврилова                                                                        

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1188 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

АНКЕТА