Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

17 марта - день рождения А.П. Кравчука

18 марта 2015 - Гаврилова Н.П.

       К 75-летию со дня рождения художника Анатолия Павловича Кравчука (1940-2004)

В  день  рождения Анатолия Павловича  (17 марта)  вспоминаем  имя художника, взяв за «основу» содержание  книги «След на земле». Произведение   вышло в свет тоже к юбилею – 65-летию А.П. Кравчука (издательство «Буква С», Красноярск, 2010).

Сегодня  предлагаем перечитать воспоминания Людмилы Михайловны Волобуевой «Человек, Друг и Художник». Знакомство                                                                                                                                                                                                               с Художником и начало нашей  коллекции.

С Анатолием Павловичем я познакомилась на его выставке в 1972 году. Помню, что даже в его блокноте записала свои впечатления о понравившихся картинах. Кажется, именно тогда запала в душу маленькая картина с зимним пейзажем. Перед глазами островок с полярной станцией. И  этот заснеженный уголок  подсвечивался или солнечными лучами, или фонарями. Назвала я эту картину «Поляка», а на самом деле, как позже я выяснила, это была «Полянка» (картина, похожая на «Карское море. Последний луч»).. Вскоре Анатолий Павлович подарил нашей семье картину «Порт. Краны». С неё и началась наша коллекция кравчуковских работ.                       

Через четыре года все таинства портовой жизни нам с сыном посчастливилось увидеть воочию, путешествуя по Енисею на теплоходе «Александр Матросов». Из этой поездки Артур привёз серию своих «кранов, барж, кораблей» и был вознаграждён хвалебными словами Художника. В 1984 году Артуровыми рисунками была оформлена сцена актового зала школы № 161, когда я проводила праздник «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!» в честь 50-летия Красноярского края.                                                                  

Анатолий Павлович (для нас с Г.Т. – просто Толя), видя, что наша семья неравнодушна к его творчеству, время от времени (в основном к каким-то датам) продолжил дарить нам свои работы из серии «По Енисею», «Байкал», «Времена года», «Городские мотивы».

Почти с каждой работой у него было что-то связано. Толя без приключений не возвращался ни с одной творческой командировки. Когда дарил нам картину «Кораблик, Барочка», рассказал следующую историю. Путешествуя с группой художников по Енисею, кажется тоже на «А. Матросове», в красивых местах останавливались на этюды. Однажды, на одном из островков (то ли на Кораблике, то ли на Барочке – не помню), Толя так заработался, что пропустил мимо ушей гудок теплохода. Увидел только тогда, когда «А. Матросов» ему «показал хвост». После минутной растерянности, «Робинзон» стал исследовать островок и через какое-то время нашёл заядлого рыбака. Благо у того была лодка и к концу дня он доставил Анатолия к следующей «зелёной» стоянке. А его никто и не хватился:  все были увлечены сказочными, енисейскими пейзажами…

Анатолий Павлович был настоящим Человеком и Другом. Примерно с 1980 года мы стали дружить семьями. Толя однажды сказал, что хочет нас познакомить со «своей вишенкой». «Вишенка» - его жена Нина. Нина Ефимовна – невысокая женщина, с красивыми глазами-вишенками и доброй-доброй улыбкой. Какая это была пара! А как с ними было надёжно и интересно!

                        «На Мане»

Нет теперь ни Нины, ни Толи, а осталась добрая память о них в наших сердцах, фотографии и картины. Картину «На Мане» семья Кравчук подарила нам 7 июля 2000 года. В нашем доме её уютно вписал, т.е. выбрал место для неё, сам Художник. Уже более пятидесяти человек (наших гостей) сфотографировались на память у этой картины.

Анатолий Павлович был другом не только нашей семьи, но и школы № 161. Более десяти лет он помогал мне оформлять школьную библиотеку. Его чеканки, картины и этюды притягивали читателей к библиотеке, к стеллажам  с тематическими выставками. У меня хранится альбом «Из опыта работы…». Он мне дорог тем, что чеканку на обложке и все рисунки на каждом альбомном листе Анатолий Павлович любовно оформил для моей презентации.

Художник, достигший вершин

В 1996 году Муниципальным музейно-выставочным центром  был подготовлен и выпущен в нашей типографии красочный проспект «Анатолий Кравчук. Акварель». В его подготовке приняли участие Л. Локотош, В. Кудринский, Г. Волобуев, Т. Ламонова, В. Хвостов. А я вызвалась сделать подбор стихов к акварельным работам. Делала это с большим удовольствием, вникая вглубь каждой картины. Нашла и эпиграф к альбому. Стихотворение Г. Эмина очень точно отразило всю суть внутренних порывов художника Анатолия Кравчука:

Я написать хочу слова на музыку дождя,

Зарифмовать порывы ветра,

Найти мелодию легчайших дуновений,

Что слышатся в лесах порой осенней,

И вслух читать речитатив ручья.

Я рисовать хочу, как тополь тонкой кистью

Рисует в небе всё, что скажут листья

 

Анатолий Павлович смотрел далеко вперёд. Он старался в своих произведениях показать жизнь и развитие города: среди башенных кранов поднимается многоэтажный дом, а то и целый квартал; оживает улица; возводятся новые цеха электростанции. И всё это на фоне удивительного ландшафта и неповторимой красоты сибирского пейзажа.

Анатолий Павлович оставил потомкам свои акварели, в которые вдохнул жизнь того времени: будни великой стройки, чистоту помыслов, радость созидания, оптимизм, молодость. Он не фотографировал, он писал так, что в его работах мы и теперь слышим дуновение ветерка и речитатив ручья, шум дождя и рокот строительной техники; ощущаем кисть мастера-акварелиста и вдохновение настоящего Человека.

Такое же видение на творчество этого замечательного художника и у Галины Смачковой. В стихотворении «Картина» она пишет:

Незабываемы сибирские просторы.

            И радует здесь речек чистота.

И предстают в своём величье горы,

Природы мудрость, щедрость, простота.

Пронизывают душу краски неба

И девственно-малиновый рассвет.

И завораживает взор и быль, и небыль, —

Волшебной кисти необычный след.

Как мирной ночи — праздничные сны —  

В дыхании пронзительной весны,

Мне звон ручьёв здесь слышен изначальный.

И воздух здесь —  пронзительный и хрустальный,

Целительный, как свет твоих картин,

Как божий дар, безмерный в своём цвете…

И ты, художник, всех достиг вершин,

Какие только могут быть на свете.

Как жаль, что век оказался таким маленьким — 64 с небольшим… Никто даже не мог представить, что Анатолий уйдёт так рано…

Июль 2004 года. Город мастеров. У меня закончилась плёнка, и я попросила И.П. Кадочникову незаметно запечатлеть Анатолия Павловича. До 10 сентября оставалось два месяца… (Л.М. Волобуева, "След на земле")

                                                                                                                               Материал подготовлен Н.П. Гавриловой

Рейтинг: 0 Голосов: 0 918 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

АНКЕТА