Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

"Город, в котором я живу" А.П. Кравчук

11 марта 2015 - Гаврилова Н.П.

                                                     К 75-летию со дня рождения А.П. Кравчука

Сотрудники МБУ «ЗМВЦ» готовятся к юбилейной выставке «Город, в котором я живу»  художника, члена Союза художников РФ, ветерана Красноярской ГРЭС-2, почётного гражданина города Зеленогорска Анатолия Павловича Кравчука. (1940-2004).      Это единственный художник из  зеленогорского творческого сообщества, который так много оставил после себя живописных произведений о городе, станции и окружающей нас природе. Причем, столько подаренных картин музею, родному предприятию, учреждениям города и друзьям, не сделал ни один из городских художников. Только муниципальному музейно-выставочному центру он подарил более 150 художественных работ.

В преддверии дня рождения Анатолия Павловича  (17 марта) мне хотелось бы сегодня вспомнить имя художника, взяв за «основу» содержание  книги «След на земле». Произведение   вышло в свет тоже к юбилею – 65-летию А.П. Кравчука (издательство «Буква С», Красноярск, 2010).

Вспоминает Алексей Иванович Аникеев:

 «Его называли просто и с любовью Толя. Для друзей, товарищей и знакомых, даже тогда, когда его возраст перевалил за 60, он был Толя. Почему? Я это объясняю просто. Анатолий Кравчук был из тех людей, которые умеют выслушать рядом стоящего, кратко ответить, посочувствовать, посоветовать, предложить, а временами, просто посмотреть на собеседника и становилось всё ясно и понятно.

Тяжелейшее детство, сиротство, детский дом, армия, работа на Красноярской ГРЭС-2 и работа над собой – творчество. Толя «сделал себя» величайшим трудолюбием, целеустремлённостью. Отсюда, по всей видимости, не многословие, не суетливость, обстоятельность. С Толей всегда было легко работать, советоваться, ходить в походы, играть в футбол, смотреть спортивные передачи, созерцать природу.

Наше поколение сороковых, прибывших на строительство города и предприятий, значимых для страны, не только работало, не считаясь с личным временем, но и успевало заниматься спортом, совершать туристические походы.

Толя вёл очень активный образ жизни, играл в футбол. Мы ходили болеть за вратаря Толю. Играл он самоотверженно, мужественно переносил травмы.

Он не любил больших компаний и поэтому часто уходил один в отдалённые места с мольбертом – работал над этюдами. Основным транспортом были ноги и старенький велосипед.

В 1995 году по путёвкам от ГРЭС-2 мы, 6 человек, отправились в санаторий «Карловы Вары». Каждое утро в 6 часов Толя отправлялся с мольбертом в живописнейшие места и делал очень много эскизов. На два дня он уезжал в Прагу и работал, работал, работал…

Однажды Толя в Карловых Варах у памятника Карлу Марксу на скамейке увидел священнослужителя и заметил, что тот прикрывает глаз платком. Толя подошёл и спросил, что случилось. Тот ответил, что в глаз попала соринка. Толя предложил ему обратиться к врачу, но он отказался. Тогда Толя сам оказал ему помощь и разговорился с ним. Они обсудили многие вопросы, но глаз был воспалён и Толя оставил свои эскизы, сходил в аптеку, купил глазные капли и подарил их для лечения священнослужителю.

После этого они неоднократно встречались. Я спросил его, что его привлекло в священнослужителе. Он ответил: «Это своеобразный человек с особым мышлением и изложением своих мыслей, со своим пониманием сущности человеческой жизни и окружающей нас природы».

Анатолий был глубоко верующим человеком. В Чехии он приобрёл 3 иконы. Перед отъездом из Чехии, мы попросили его показать нам свои работы. Посмотрев более сотни этюдов, зарисовок, набросков, мы были поражены его талантом и работоспособностью.

Также мне посчастливилось отдыхать с Анатолием Кравчуком и Володей Калькаевым в санатории «Красноярское Загорье». Вернее, мы с Володей Калькаевым отдыхали, а Толя трудился в поте лица, так как по- другому он не мог. Его внутренняя природная интеллигентность, доброта, стремление  к познанию нового, тяга к учёбе, целенаправленность, открытость и простодушие были не только привлекательны, но и воспитывали нас. В последние годы его жизни мы (Калькаев В.А., Емельяненко М.С., Приколотин С.И. Аникеев А.И,) неоднократно посещали его мастерскую, где Толя показывал свои работы и рассказывал о планах на будущее. Это художник с большой буквы.

В его планах была мечта заняться портретами, как он говорил, что начал с себя – это, наверное, единственный портрет, который он успел сделать. Планов было много, но жизнь оказалась коротка. Судьба распорядилась по-своему. Анатолий Кравчук ушёл от нас, оставив нам свои картины – часть своей души, но самое главное – пример жизнестойкости, трудолюбия, целеустремлённости и не показной, а исходящей из глубины души, любви к природе и к людям. Спасибо, Толя!»

Из воспоминаний Н.П. Гавриловой:

 «Когда произносится имя художника, в памяти сразу возникает лицо  Анатолия   Павловича, которое как всегда озаряет   несколько застенчивая улыбка, а в слегка прищуренных, добрых  глазах  видна  «новая задумка». Вспоминаешь творческую личность, которая  оставила достойный след  в истории нашего города и КГРЭС-2.

    Не раз приходилось бывать на станции, и  меня   всегда удивляло  большое количество размещенных там картин художника. Они всюду: в уютных кабинетах специалистов, конференц-зале, соединительном коридоре и даже в основном цехе – КТЦ. И знаете, кажется, что живописные полотна прекрасно  сочетаются с серьезным производственным интерьером. Глазами художника мы видим, как строилась станция, ветераном которой являлся  Анатолий Павлович.   

   Глазами художника можно проследить и многие этапы строительства города: его новостройки, окрестности, выразительные архитектурные объекты. Картины привлекают   внимание не только по причине документальной узнаваемости родных мест, но и  удивительной атмосферой искренности и  задушевности художника. Это спокойный и  внимательный взгляд на мир.    Анатолий Павлович без пафоса был настоящим патриотом города и станции.

    В 1996 году,  к 40-летию Зеленогорска,  подарил музею истории 40 работ из серии «Город строится». Сегодня эти работы хранятся в МУК «МВЦ». В этом же году по ходатайству коллектива КГРЭС-2 и общественности  Анатолию  Павловичу было присвоено звание «Почетный гражданин города Зеленогорска» (решение горсовета от 25.06.1996). В  конце 90- х годов у художника начался творческий подъем: он принимает активное участие в городских, краевых, зональных и Всесоюзных выставках.

    Признания  Анатолия Павловича выразилось и в оценке его творчества: нагрудный знак Министерства культуры «За достижения в культуре», Почетная грамота – за достойный вклад в области культуры; его принимают в Союз художников РФ. В 2004 году четыре работы А.Кравчука были переданы в представительство Президента РФ в Санкт-Петербург.  Художник  много путешествовал по краю, побывал на Байкале, съездил за границу. Свои эмоции и настроение художественно передавал в своих работах.

    Главными жизненными критериями, на мой взгляд, у Анатолия Павловича были: семья, творчество и дружба. За 43 года, что он прожил    в нашем городе,  он ни разу не изменил  профессии, любил близких: жену ангела-хранителя Нину Ефимовну, дочерей Татьяну и Светлану, внука, зятя…  и всегда очень дорожил своими друзьями.

     Анатолий Павлович ушел из жизни так  неожиданно для всех…Были новые творческие планы;  как всегда, делился впечатлениями о последнем туристическом походе, рассказывал о новой мастерской на улице  Ленина;   дарил картины, музею подарил даже   свою «знаменитую» этажерку… Он так любил жизнь…   Но осталось творчество, такое живое и разноплановое, которое живет с нами; осталась живописная пейзажная летопись жизни города и станции…Сегодня  мы всматриваемся в  полотна художника, и душа наполняется поэзией и красотой».

Юрий Львович Козлов, друг художника:

«Много можно сказать об Анатолии, как о хорошем человеке и прекрасном художнике, мне же хотелось рассказать о нём, как о собранном и ответственном спортсмене. Анатолий после службы в армии работал на ГРЭС-2 и естественно играл в русский хоккей и футбол за команду ГРЭС-2. а так как он играл очень хорошо, то и играл за сборные команды города по футболу и хоккею.

В 1965 году он был вратарём сборной нашего города по футболу, которая принимала участие в первенстве Красноярского края. В первенстве участвовали команды являющиеся чемпионами городов Красноярска, Ачинска, Красноясрка-26 (ныне Железногорска), Красноярска-45 (ныне Зеленогорска), Норильска, Лесосибирска и Канска. И вот в одной из ключевых встреч, при счёте «один-ноль» в пользу Красноярска-45, в самом конце игры, в ворота, который защищал Анатолий, был назначен одиннадцати метровый удар. Надо отметить, что все игроки страшно устали, из последних сил сдерживая натиск соперника и, если бы он сравнял счёт, в дополнительное время наша команда вряд ли сумела одержать победу, и стать чемпионом края. И вот в этот самый ответственный момент Анатолий сумел собраться и не отразить, а «намертво» поймать мяч, который, казалось бы, неминуемо должен был влететь в сетку наших ворот! Такая самоотверженная игра нашего вратаря помогла команде завоевать звание чемпиона Красноярского края! По итогам этого чемпионата Анатолий был признан лучшим футбольным вратарём Красноярского края 1965 года!

В 1966 году разыгралось первенство ЦС Министерства атомной промышленности по футболу. В своей сибирской зоне команда нашего города заняла второе место, а Анатолий Кравчук был признан лучшим вратарём турнира!»

Козлов Сергей Александрович вспоминает:

«С Анатолием Павловичем Кравчуком я познакомился в 1965 году на Красноярской ГРЭС-2.  Я тогда был только что назначен на должность начальника производственно-технического отдела  и был членом партийного бюро коллектива станции.   На ГРЭС-2 я работал с сентября 1960 года дежурным инженером  (позднее должность стала называться – начальник смены станции).

       После завершения пуска энергоблоков первой очереди ГРЭС-2 по инициативе сменного персонала котлотурбинного цеха, которую поддержали коллективы всех четырех сквозных вахт, а потом и ремонтный персонал всех цехов, началось самое настоящее движение за эстетическое оформление цехов ГРЭС-2. В энергетике Советского Союза тогда существовала единая схема раскраски технологического оборудования, трубопроводов, металлических форм, стен, даже служебных и производственных отметок и переходов.

       Коллектив нашей сквозной вахты № 2, которой я руководил, взял на себя окраску оборудования энергоблока № 2. По нашему примеру вахта № 1 взялась за энергоблок № 1, вахта № 3 – за энергоблок № 3, вахта № 4 – за энергоблок № 4.  И надо сказать, что внешний вид станции стал меняться на глазах.     Вот в это время и появился в котлотурбинном цехе демобилизованный солдат – Кравчук Анатолий.

      И практически сразу пришел к нам в партбюро с предложением, что надо не только раскрасить оборудование, но и выполнить хорошо оформленную наглядную агитацию, которая бы не только призывала, но и радовала глаз.  Анатолий попросил, чтобы ему отвели небольшое помещение, где бы он смог работать как художник.    Такое помещение вскоре  было подобрано в турбинном отделении по ряду «А». Первое время вместе с ним работали художники других цехов, а потом каждый цех постарался найти помещение для своего художника.     Позднее Анатолию Павловичу было предложено помещение бывшего магазина около столовой (за пределами территории станции).

Вот там Анатолий  познакомил меня со своими первыми художественными произведениями. Это были пейзажи, на которых я узнавал окрестности нашего города и ГРЭС-2, наш Кан.

     Откровенно говоря, я впервые тогда видел перед собой человека, который мог написать картину. Это глубоко поразило меня. С тех пор я относился к Анатолию Павловичу с глубоким уважением, как к человеку особого рода, как к человеку какого-то неведомого и таинственного мира, в котором живут талантливые люди».

Материалы к 75-летию со дня рождения А.П. Кравчука будут продолжены. Основной источник: книга «След на земле» (издательство «Буква С», Красноярск, 2010).

                                                                                                                                            Гаврилова Н.П.

Похожие статьи:

Музей истории городаИмя Сурикова В.И.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1174 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

АНКЕТА