Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Шалыгина Нина Александровна

8 ноября 2014 - Гаврилова Н.П.

Шалыгина Нина Александровна.

 

Я вспоминаю это имя всегда с благодарностью. Прошёл уже год, как не стало Нины Александровны. В  мире людей стало меньше одним Человеком. Да, человеческая жизнь конечна. Только жаль, когда она обрывается неожиданно… В этом, 2014 году, ноябре, ей было бы 80 лет со дня рождения…Моё нечастое  общение с Ниной Александровной всегда доставляло какую-то радость…Мне   казалось, возраст не мешал ей быть по духу, по творческой натуре, истинно человечной, живой, непосредственной и очень   молодой…

Совсем не хочется перечислять биографические данные, называть количество изданных ею произведений, -  об этом сказали и ещё расскажут  профессионалы.  Нина Александровна была не только поэтом, прозаиком, руководителем городского, зеленогорского,  литературного объёдинения  «Родники», она была  другом, помощником  для многих, в том числе и для  сотрудников музея истории города. Документы, имеющие историческую значимость, предметы 50-70-х гг. ХХ века,  сборники стихов и  прозы, свои воспоминания –  Нина Александровна передавала музею – городу. Мы всегда будем признательны ей и её семье за это. Всё становится достоянием наших посетителей, гостей города на выставках и тематических экспозициях.

В 2001 году Нина Александровна написала воспоминания «Яркие события шестидесятых…»   о своей работе в отделе культуры нашего города, будучи заведующим отделом  в  1966 - 1969 гг. Хотелось бы, чтобы посетитель сайта, прочитав написанное, вспомнил ещё раз добрым словом замечательную женщину – Шалыгину Нину Александровну.

«…  самый яркий и неизгладимый след оставило  событие  - празднование двадцатилетия  со  дня Победы, когда страна, а значит и наш город,  вспомнил о тех, кто отстоял Родину в годы самой кровопролитной войны. Победители, до этого совсем забытые, лишённые каких бы то ни было привилегий, прошли бравыми, стройными рядами по площади, украшенные орденами и медалями. Гордость светилась на их лицах, а на глазах зрителей стояли слёзы: вспомнили, наконец-то вспомнили, кому обязаны всей своей жизнью россияне! Но не только дотоле невиданным шествием ветеранов, запомнился этот праздник: на строящемся Дворце культуры, умело задекорированном главным художником будущего ДК Евгением Громовым под рейхстаг, шло действие «Взятие Берлина». Сценарий праздника написал Михаил Рафаилов, поставил его тоже он совместно с режиссёром Владимиром Сириком. Инструктором отдела культуры в этот период была Валентина Иосифовна Благинина. В подготовке праздника принимал участие весь городской актив.

И ещё один яркий солнечный день врезался в память горожан. В июле 1966 года город праздновал свой первый юбилей. Праздник получился очень ярким и запоминающимся. Теперь уже колонна основателей города прошла по площади и по улице Набережной к месту митинга, на котором в их адрес были сказаны слова благодарности и признательности за те непомерные трудности, с какими они встретились здесь в первые годы. Молодёжь узнала их, проникаясь уважением к их подвигу и городу,  в котором сами они росли и трудились. К большому сожалению, эта традиция в последние десятилетия отсутствует, отчего первожители считают себя забытыми и обделёнными вниманием. Пролито много слёз от обиды. А те массовые гулянья, какие организуются в День города, никак не могут заменить простого человеческого отношения к ещё оставшимся в живых первопроходцев.

На митинге праздника-66 выступил из числа гостей города академик Исаак Константинович Кикоин. К этому времени по инициативе и при самом деятельном участии Почётного гражданина города, заместителя начальника строительства Николая Антоновича Самусевича был установлен Камень в честь первостроителей города. К основателям города проявлен максимум внимания. И все последующие за митингом действа были именно для них и в честь их.

Праздничные мероприятия 10-летия города готовились оргкомитетом, созданном при исполкоме и ГК КПСС, а также инспектором по делам культуры Валентиной Максимовной Клименко. Она работала в этой должности с октября 1965 года по ноябрь 1966 года. В октябре 1966 года введена должность заведующего отделом  культуры при исполкоме городского Совета депутатов. На эту должность совместным решением ГК КПСС и исполкома горсовета была утверждена Шалыгина Нина Александровна, которая приступила к своим обязанностям 15 ноября того же года, при этом, более полутора лет,  являлась единственным работником отдела.

В городе к этому времени имелись следующие учреждения культуры, не входящие в ведение отдела культуры: Дворец культуры имени Ленинского комсомола, подчинённый Электрохимическому заводу, клуб «Строитель», клуб «Октябрьский», библиотека постройкома, обладающая очень богатым книжным фондом, Дом техники, подчинённые Управлению строительства, два воинских клуба при УВСЧ, два детских клуба при ЖЭКах, клуб в деревне Орловка при совхозе «Искра». Кинотеатр «Мир», так называемого «третьего экрана», не относился к отделу культуры, был в ведении краевой киносети… и в соподчинении отделу культуры.

Непосредственно городскими были музыкальная школа и городская библиотека. В городском бюджете средства предусматривались только на эти два учреждения культуры. А по отделу культуры проходила отдельной строкой заработная плата заведующего.

Город рос, а горожанам практически негде было проводить свободное время. На сеансы в единственном кинотеатре попадали только после многочасового и часто совершенно бесполезного стояния у кассы, в клубе «Строитель», числящемся в киносети на уровне сельского, демонстрировались, согласно разнарядке, такие истрёпанные ленты, что обрывы шли один за одним, вызывая возмущение и свист публики. Все попытки  как-то договориться с киносетью в отношении выдачи в прокат в наш город более новые киноленты, разбивались о камень зависти края к нам, имевшим во всём остальном огромные привилегии.

Молодёжь хотела танцевать. А танцевальный зал ДК ещё только готовился к открытию дверей. В клуб «Строитель» на танцы и вечера невозможно было попасть. Немного выручал Дом техники при Управлении строительства, где директором был Филиппов, который периодически организовывал вечера отдыха для молодёжи.

Несколько выручал молодёжный клуб по интересам, созданный при кафе «Романтики», где проводились диспуты и вечера, выступали барды и местные авторы стихов. Но здесь надо было осторожничать с репертуаром: несмотря на хрущёвскую «оттепель», гайки цензурные всё ещё не были отвинчены, а секретные органы, на основании своих инструкций интересовались содержанием того, что писали, пели и читали местные авторы, объединенные в литературное городское объединение, руководила которым до ноября 1969 года В.М. Клименко.

Повсюду и очень интенсивно в городе шла стройка. Не имелось даже места для устройства городской ёлки, так как здание горсовета ещё только строилось. В районе будущей городской площади лежали строительные материалы, работала тяжёлая техника. Так, где сейчас площадка аттракционов, тоже шло строительство этих аттракционов.

Первой задачей завотделом была подготовка к празднованию Нового 1967 года. Для установки ёлки вместе с главным архитектором города Владимиром Деевым был выбран стадион школы № 169. Там же провели проводы зимы. Это было вынужденной мерой, но футбольное поле стадиона было испорчено на несколько лет. Ёлка 1968 года проводилась на площади у клуба «Строитель», а 1969 года -  на городской площади. Всё организовывалось с большим напряжением, так как средств на её установку не имелось, и всё делалось волевым путём. Но ёлка появлялась в срок, игрища на ней тоже. В рождении новогодних ёлок большая заслуга начальника коммунальной службы Прокопия Филлиповича Ершова, заместителя начальника строительства Николая Антоновича Самусевича, которые изыскивали средства на их доставку, украшение, создание снежного городка и снежных скульптур. Одна из них, а именно голова Черномора, вызвала восторг горожан.

Особенно ощущалось отсутствие мест молодёжного отдыха в летнее время. Танцевальная площадка в лесу, в створе улицы Первомайской, построенная комсомольцами ещё в 1958 году, к тому времени окончательно разрушилась. В титульном списке строительство танцплощадки не предусматривалось. Впрочем, сейчас трудно определить, кто тогда считался молодым, ведь на танцы в лес приходили супружеские пары, часто с колясками и детьми. Между тем, молодёжь требовала решить вопрос об отдыхе. Тогда ещё не пришло время для интимного отдыха и мелких тусовок. И дискотеки в духоте полутёмных залов не маячили даже в воспалённом воображении фантастов.

По просьбе отдела культуры на хоккейном корте за зданием клуба «Строитель» (сейчас на месте «Строителя» -  борцовский зал «Прометей») начальник участка СМУ-7 Леонид Емельянович Тючкалов бесплатно построил навес для оркестра. Молодежь тогда танцевала только под «живую» музыку.

К этому времени в отдел культуры на должность инспектора была принята выпускница Кемеровского института культуры Лариса Якунькина. С её помощью, с большим трудом собрали духовой оркестр. Ведь к этому времени практически не было военных оркестров, какими украшались любые мероприятия предыдущих лет. На контроле импровизированной танцплощадки стояла Лариса, никакие силовые структуры не наблюдали за порядком – порядок был и так: слишком соскучилась молодёжь по танцам.

И уж совсем фантастика: деньги, какие выручали за билеты, просто так, из рук в руки, передавались оркестрантам. И что удивительно, финорганы и руководство исполкома делали вид, что ничего не знают, настолько надоели жалобы молодёжи на отсутствие танцплощадки.

Особенным событием в жизни города было долгожданное разрешение на гастроли артистов не только из городов ЗАТО. До этого нас обслуживал театр Железногорска и Челябинска-65. Наезжали также со своими спектаклями артисты театра оперетты города Свердловска-44.

Само по себе это событие было знаменательным, но и налагало на всех нас большую ответственность. Большую роль и помощь в приглашении лучших артистических сил страны сыграл горком. А вот сама организация гастролей, встреча, размещение артистов, «бои» за билетиками – всё выдерживали работники культуры. В  ЗАТО началась реорганизация театров – их укрупняли, соединяли вместе по жанрам. Нашему городу было предложено взять на выбор любой театр. И у завотделом культуры не хватило напора, решимости в битве с уважаемым всеми Николаем Семёновичем Соколовым, который категорически заявил: «Театр? Только через мой труп!» Представить себе не возможно, насколько иной была бы духовная жизнь горожан, в случае победы отдела культуры над главой города! Свой театр – это совсем иная атмосфера, иной настрой горожан, иная жизнь.

В самом начале периода, о котором здесь написано, ГК КПСС стал поднимать вопрос о создании самодеятельности по месту работы. Но как понятно, одной директивой такой вопрос не решишь, поэтому зав. отделом и инспектор, «разделив зоны влияния» выезжали, а точнее выходили (никаких средств передвижения в отделе не было) на предприятия, и там, для создания прецедента,  сами пели в хорах. Может быть, это было по современным меркам смешно и наивно, но иного  выхода не было.

Следующей «игрушкой» горкома стала организация площадок по месту жительства. И  опять-таки вся работа сваливалась на отдел культуры. ЖЭКи строили эти площадки, а отдел должен был еженедельно там организовывать агитационно-массовую работу, которая заканчивалась концертом или выступлением какого-либо поэта, художника. Позднее в краевом Управлении культуры удалось узнать, что эту работу должен выполнять отдел пропаганды и агитации ГК КПСС.

Большая работа проводилась в молодёжных общежитиях. Туда были введены должности воспитателей, которыми опять - таки,  в творческом плане и не совсем официально руководил отдел культуры.

Особенно хорошо была поставлена работа во втором строительном общежитии, где на должности воспитателя работала Лариса Дмитриевна Пронникова – педагог и актриса по образованию. Она там организовала такую самодеятельность, которой мог бы позавидовать любой клуб. Имевшие здесь прежде пьяные драки жильцами были забыты. Вместо этого – новогодние маскарады, спектакли, музыкальные вечера, на которых Лариса, аккомпанируя себе на фортепиано, и исполняя романсы, и старинные русские песни. Рассказывала рабочим парням о творчестве великих русских и западных композиторов, об истоках народного песенного творчества.

Своим полем деятельности отдел культуры считал также школьную и воинскую самодеятельность, работу творческих кружков в детских клубах.

В поисках новых форм работы был разработан сценарий (как оказалось,  впервые в СССР, что выяснилось на Всесоюзном совещании начальников отделов культуры при Министерстве культуры) праздника 1 июня – День защиты детей. Мы его назвали «Пусть всегда будет солнце». Кроме всего прочего, он включал в себя путешествие по сказке. Причём,  герои сказок располагались в различных местах города, а сказочники водили группы детей по этим местам.

9 Мая 1967 года и в последующие годы проводилось шествие ветеранов Великой Отечественной войны. Что вызвало гнев ГК КПСС, так как им «сверху» не было указания такое мероприятие проводить. Но народ просил, никто не мог себе представить, что ветеранов войны опять забудут на много лет. Эта традиция прижилась навсегда. Хотя в первый, «не указанный сверху»,  раз, даже движение транспорта по площади отдел культуры перекрывал «собственными двумя своими телами».

Тогда же впервые был проведён конкурс строевой песни. Это было красиво,  и стало многолетней традицией.

В июле 1968 года на городском стадионе, что у школы № 164 прошёл первый не юбилейный День города. Состоялся концерт, выступление спортсменов, которых подготовил к этому дню начальник спортсовета Дмитрий Самура. А особый интерес вызвал самый первый фольклорный ансамбль клуба посёлка «Октябрьский», инициаторами создания которого был также отдел культуры. Состоял он из женщин преклонного возраста. Исполнялись старинные песни исчезнувших сёл.

В 1969 году строители ввели в строй действующих площадку аттракционов. И здесь сказалась «беззубость» завотделом культуры, которая, после того, как строители два года подряд не сдали площадку, а на третий год она не добилась включения её в смету на эксплуатацию в расходную часть городского бюджета. В результате аттракционы были запущены на средства, выделенные директором электрохимического завода Иваном Николаевичем Бортниковым.

Главной ошибкой в работе отдела культуры в период с 1966 по 1969 год стал  слишком большой разброс на мелкие дела. В тоже время, не прорабатывался в достаточной мере вопрос финансирования, мало уделялось внимания работе учреждений культуры, непосредственно подопечных отделу. Не проводилась проверка работы этих учреждений. А там, особенно в музыкальной школе и кинотеатре, не всегда всё было благополучно. Отделу не раз приходилось вмешиваться в различные, как говорят в армии,  «не уставные отношения».  Этим, да ещё участием в собраниях коллективов, в экзаменах и массовых мероприятиях, пожалуй, ограничивалось вмешательство отдела культуры. Впрочем, эти учреждения работали хорошо, жалоб от горожан не поступало. И травмировать лишний раз людей, занятых работой, просто не хотелось, а может быть,  не имело смысла.

Главной трудностью отдела в тот период оставалось полное отсутствие средств для проведения работы. Кое-что после настоятельной и многократной просьбы давали профсоюзы ЭХЗ и стройки. Но за эти крохи надо было очень унизительно , и при этом каждый раз,  «с вывертами» отчитываться. Но как? И здесь своим советом помогал начальник финансовой службы исполкома Борисевич Сергей  Фёдорович – один из грамотнейших финансистов города. Он подсказывал, как при той системе, когда надо было стыдливо прятать голову и утверждать, что руководитель хора или драмкружка должен на энтузиазме оставлять дома семью, и ездить готовить какой-то праздник, например, в деревню Орловка.

Приходилось с такими руководителями какими-то копейками расплачиваться (например, нейлоновыми рубашками), а в отчётах писать, что куплено несколько сот детских сосок и на празднике роздано победителям всевозможных конкурсов. Копейки давали, как написано выше, профсоюзы, чаще всего ЭХЗ или стройки (Федулов А.Д. и Ожерельев В.Я.).

На первых порах между завотделом культуры исполкома и директором ДК Михаилом Рафаиловичем Рафаиловым сложились сложные отношения. Чувствуя, что отдел культуры по субординации фактически не имеет права вмешиваться в профсоюзные дела  дворца (от так считал), директор всячески игнорировал уличные массовые мероприятия. Директором он был замечательным, а позднее именно Шалыгину Н.А. ставил в пример всем последующим заведующим. Но в силу какой-то ревности  или просто из упрямства, и желания на фоне неудач отдела культуры ещё ярче оттенить свои несомненные удачи, создавал отделу, который долгое время был в одном лице, большие трудности: отказывался участвовать в массовых мероприятиях, запрещал руководителям и участникам самодеятельности вступать в контакт с завотделом культуры.

Положение изменилось только в марте 1967 года. Заведующая      отделом, обучаясь на курсах повышения квалификации начальников отделов культуры края в городе Красноярске, смогла в личной беседе так представить коллектив самодеятельности нашего ДК, что Ананий Ефимович Шварцбург – директор краевой филармонии и председатель жюри краевого смотра самодеятельности, посвящённого 50-летию Октябрьской революции, решился вместо запланированных и отобранных на первом туре участников, отправить в Новосибирск 130 человек из нашего города, зная о них только с чужых слов.

А когда с Всероссийского смотра, в работе которых до этих пор наш город никогда не участвовал, привезены были дипломы только первой степени, сердце Рафаилова М.Р. смягчилось.

Самодеятельность Дворца культуры находилась на таком высоком уровне, что победить другие коллективы в Новосибирске, оказалось не так уж и сложно. Особенно высокие оценки получила работа балетмейстера Михаила Биденко. Балеты «Серебряное копытце» и «На дальней планете» награждены дипломами первой степени.

Блестяще выступил хор ДК под управлением Леонида Соболева. Коллектив эстрадного оркестра, руководил которым Владимир Амброзиев, заслужил диплом второй степени.

С ГК КПСС отношения были всякие. Отдел искал новые формы работы, а ГК ожидал указания «сверху». Но работать по накатанной дорожке было не интересно. Со своими задумками, кроме Александры Васильевны Кургановой обратиться было не к кому. Заместитель председателя исполкома Н.В. Кардаш считала себя сидящей так высоко, что массовые мероприятия и сложности работы отдела она просто не замечала. Так что помощи ждать было неоткуда.

В связи с почти 14-часовым рабочим днём, не исключая из этого субботы, воскресенья и праздничные дни, отдел культуры, как позднее было сказано, «игнорировал праздники в коллективе», совместные выезды на природу и так далее.

Словом, речь уже шла о кадровых переменах в отделе руководителя. Было предложено, в случае своего решения об уходе, найти себе достойную замену. Что и было сделано.

В город после долгих уговоров и колебаний  приехал Евгений Михайлович Баранов, работой которого можно было только восхищаться. Он очень много нового принёс с собой, сделал жизнь горожан более разнообразной и интересной. Отдел попал в хорошие и грамотные руки. Человек - горячий, творческий, музыкант по профессии, неравнодушный ко всему на свете, он яркой звездой промелькнул на горизонте. До сих пор  осталось убеждение, что наряду с А.В. Кургановой, работавшей самым первым инспектором отдела культуры, он самый выдающийся руководитель городской культуры.

Для Е.М. Баранова характерна смелость решений, самостоятельность, использование новых форм работы, а у Александры Васильевны сильной стороной была прямая и постоянная связь с творческими коллективами города.  Она имела вокруг себя большой и слаженный актив, умела раздать задания и вовремя спросить за них, даже с тех людей, которые вовсе не обязаны были ничего делать. Этого как раз не хватало Н.А. Шалыгиной, которая всё «навьючивала на себя», пыталась, как писал Маяковский,  одна поднять огромное «бревно» культуры. И в этом проигрывала…».

В заключение скажу, что эти воспоминания Нины Александровны Шалыгиной  «Яркие события шестидесятых» вошли в историко-литературный сборник «Мой город», изданный МБУ «ЗМВЦ» и Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска в 2013 году,  в  городской  типографии.

 

                                                                                                                    Н.П. Гаврилова

Рейтинг: +1 Голосов: 1 555 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!