Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Ко дню строителя

10 августа 2014 - Гаврилова Н.П.

Ко дню строителя

 

Поздравляем уважаемых строителей с профессиональным праздником! Особые слова признательности – ветеранам строительства. В далёкие 50-60-ые годы ХХ века именно Вы, строители,  в исторически кратчайшие сроки построили такой красивый город – наш  Зеленогорск! Спасибо за добросовестный труд; желаем всем здоровья и крепости духа.

В 2013 году МБУ «ЗМВЦ» (музей истории) был издан    историко-литературный сборник «Мой город»; в нём   представлены прозаические и поэтические произведения зеленогорских авторов, рассказывающих о городе.  В него включены   воспоминания, стихи разных лет, начиная с 1966 по 2013  годы.  Мы  перечитываем воспоминания первостроителей, порой,   неизвестные и забытые до настоящего времени имена и события прошлых лет.  Люди разных профессий говорят  с гордостью о своей судьбе и жизни, ставшей историей в становлении Красноярска-45 – Зеленогорска. Объединяет всех одно – любовь к родному городу, позитивное отношение к прошлому и надежда на будущее.

Предлагаем перечитать некоторые  воспоминания вместе.        

Моторин Василий Алексеевич написал свои воспоминания в 1966 году: «На данной территории я проживаю с 1937 года – есть, что вспомнить, что было и, что стало.

В первую очередь немного о том, что здесь было – Лесозавод с одной пилорамой «Болиндер» со всеми примитивными условиями труда. Шахте, где добывалось сырье – шпат, кварц, пневманит, для Красноярского фарфорового завода. Шахта эта была технически оснащена с конным воротом, обслуживало шахту 13 человек вместе с конюхом. Так жила прошлая деревня Усть-Барга до ноября 1955 г. Первыми в Усть-Баргу приехала экспедиция п\я № 100 города Ангарска под руководством начальника экспедиции Стародубова Виталия Леонидовича и главного инженера Звонкова Петра Николаевича. Весь ИТР и рабочие размещались на частных квартирах. Стародубов находился на квартире у меня. Под контору сняли старенький домик, который был рядом с моим домом. Питались работники где, кто и как, потому что столовой не было… Зима 1955 и начала 1956 г. стояла очень холодная. Морозы доходили до -55. Работники экспедиции меня, как местного жителя, расспрашивали, где и какая местность. Я в то время работал на Лесозаводе мастером лесопиления и выгрузке леса. Пришла весна 1956 года. Стародубов В.Л. из деталей двух-квартирного дома построил контору для экспедиции. Строили рабочие бригады т. Лапковского Георгия Сергеевича. В этой квартире и был магазин. Далее, помнится как стали поступать строители  и солдаты. Около старого бетонного завода на поляне был раскинут палаточный городок – это жилье для солдат, а офицерский состав на частных квартирах.

Первое строительство, это было ныне в пос. Октябрьском, а ранее он назывался Адмгородок. Управление строительства размещалось там. В мае месяце 1956 года началось строительство города. Строили щитовые – двух-квартирные и двухэтажные. Начальником строительного участка был подполковник т. Кручинин. Руководителями строительства были Полосков К.Н., главный инженер -  Крупович, заказчик -  Александров. Позднее организовали 3-й район. Начальником был старший лейтенант т. Чебордаков, гл. инженером т. Винокуров И.В. Начальниками участков были Халдеев А.И., Севостьянов Б.К., прорабами – Ребров В., Руднев, Тарарыков, Кудринский, Сахаров. Помнится и  то, что люди прибыли – квартир нет, бани нет, что культурных помещений нет, сказать нельзя. В Усть-Барге был клуб, который принадлежал Рыбинскому леспромхозу, но когда он аннулировался, из помещения было все увезено, остались одни стены. Но строители народ находчивый и выносливый, они по-быстрому из бревен напилили чурки. На чурки и получились сиденье. Вот в таких условиях проводили всю культурно-массовую и воспитательную работу.

Лето 1956 г. Строительство полностью принял Лесозавод. Так я с этого времени стал строителем в должности диспетчера СМУ-3. Вспоминаешь и сопоставляешь работу в то время и сейчас. Дорог не было, подъездов к объектам не было, а были блоки, которые поставлялись из города Павлодары. Отстроили клуб. Название носил «Строитель», позднее клуб «Молодежный». На первых порах, для нас диспетчеров, он помнится, как он отапливался: рядом с ним стояла маленькая котельная, е надо было снабдить водой, топливом. Все это было на обеспечении диспетчеров. Диспетчерами в то время были Шмаков Петр Денисович, Панин Иван Матвеевич и я. За весь период строительства руководителями в СМУ-3 после Чебордакова были Торопгин Иван Федорович, дважды был Рукавишников Борис Ульянович, Качинский Эдуард Иванович, Спицин И.В., Вспоминается и то, как ездили на партийные конференции. Офицерский состав обязательно должен быть в штатском, выступать не имели право, и даже виде не подавать, что ты со стройки. При организации здесь парткома секретарем был Беляев, до этого он был зам. начальника строительства. Вторым или заместителем секретаря парткома был Карнаухов Д.П.

Помнится, как относились к стройматериалам. Кирпич шел в крытых вагонах без поддонов. Разгрузка его производилась на базе № 3 броском в двери и окна. Грузили в самосвалы броском, разгружали самосвалами, Получался половняк и щебенка, вот с этого строили школу – 161. А как относились к строй.материалам, когда были заключенные – жгли половую доску на костре. И сколько уходило на загородь зоны. В СМУ-3 сначала было три  бригады – две -  плотников, которыми руководил Лапковский и Дикий, малярами руководила Заспина Надежда. С 1960 года бригада Дикого перешла на монтаж крупнопанельного строительства домов.

Пусть молодежь живет и красуется,  и нас строителей не забывает!»

     Ветеран  Тейхриб  Генрих  Генрихович      вспоминает: «   В 1955 году я работал геодезистом в проектном институте п\я 100 города Ангарска. Был в командировке в посёлке Анзеба Иркутской области, где производили проектно-изыскательские работы для строительства Братской ГЭС. После окончания основных работ нам сказали, что на празднование 7-ого ноября вы поедете домой, в Ангарск, а затем – в командировку в Красноярский край.    Здесь, в посёлке Усть-Барга, нам предстояла большая работа. Надо было срочно сделать топографическую съёмку и составить подробную карту местности. Чтобы дать возможность проектировщикам привязать на месте завод ЭХЗ, город и подсобные предприятия. Но поскольку здесь не было точек общегосударственной геодезической сети, то  есть точек триангуляции, решили сделать съёмку в условной системе координат, а затем все пересчитать.    Морозы были под минус 40 градусов. Плохо было с продуктами питания, однако мы были молодые и работу свою знали хорошо. Скоро подъехали оставшиеся в Анзебе товарищи во главе с Петром Николаевичем Звонковым и дело пошло веселее. Появились и первые строители во главе с Полосковым.   Но без электроэнергии строительство невозможно. Нашли резервные мощности в посёлке Урал. В срочном порядке сделали топографическую съёмку будущей трассы ЛЭП.  И вот в начале мая 1956 года я сделал геодезическую разбивку опор ЛЭП от посёлка Урал до территории, где сейчас УЭС. Затем на мою долю выпало: разбивка оси железнодорожных  путей от станции Заозёрного до будущей ГРЭС, а также автодороги:  от  Заозёрного до будущего города.   Для работы мы стали привлекать рабочих из местных жителей. Это Иванов С.В., Суворов А.В., Пархоменко Федю и многих других.  Мы закладывали репера, протянули нивелирный ход третьего  класса от точки первого  класса до водонапорной башни  Заозёрного. Сначала хотели строить город в районе, где сейчас посёлок «О», но затем решили убрать поселок Усть-Барга, и на этом месте строить город.

   Я получил срочное задание: разбить участки под индивидуальное строительство, где они и сейчас стоят в конце улицы Мира. Разбивку у меня приняла Полоскова Юлия Сергеевна, в то время архитектор города. Люди стали переносить свои дома на новые участки.

    Начали строить в районе «Павлодары». Мы помогали строителям, чем могли. Так как к весне 1957 года мы основную задачу выполнили, я перешел работать в УС. Нужно было срочно строить и ввести в строй котельную. Место выбрали, где сейчас аттракционы. Строили её МСУ-20. Но специалистов по эксплуатации котельной не было, попросили меня, я согласился. Начальником УЭСа был Сухомлинов.  Когда появились специалисты, я перешёл работать в геослужбу СМУ-2. Главным инженером СМУ-2 был Зуйков Г.А. и Курянов Анатолий Константинович. Строили ЖБИ-1, ЖБИ-2, ЦБЗ, базу ОРСа. Прорабами были Рыбаков, Суворов В.В., матер – Павлин.   В 1956 году я женился на девушке из местных жителей – Фендель Элле Андреевне. У нас два сына, одна внучка и три внука. Дети очень хорошие. Сыновья получили высшее образование в Свердловском юридическом институте.

 Чтобы пополнить свои знания по строительству, я пошёл учиться в вечерний техникум;  в возрасте 48-и лет защитил диплом техника-строителя. Руководил в то время техникумом Казаченко Валентин Григорьевич.

   С 1963 года работал геодезистом, мастером, инженером ПТО, диспетчером  в СМУ-6, где очень хороший коллектив. В то время СМУ-6 возглавлял Курдюков А. Я….  Я участвовал в строительстве свайных фундаментов и благоустройстве кварталов. На моём счету 17 рацпредложений…

    Мне очень везло на хороших людей, у которых было чему научиться: Виноградов А.М., Шарапов Г.Д., Побережный Ю.Ф….»

Батюков Павел Ефимович,   ветеран УЖДТ,  вспоминает: «  На строительство молодого  города я приехал в 1956 году и был принят помощником  машиниста. Но так как ещё не было подъездного пути, нашей первой задачей было строительство железнодорожного  пути.  Для этого была создана путейская бригада под руководством начальника 1-го района т. Рукавишникова. Бригада в основном состояла из железнодорожников: Третьякова И.М., Вахрушева Д. и других. Несмотря на все трудности, встречающиеся на первых порах в наших условиях, своим честным и добросовестным трудом мы  вносили свой вклад в дело строительства нашего города.   Когда была уложена часть подъездного пути (до 11 км),  у нас был организован УЖДП, где руководителями были товарищи Соколан В.М., Олейничук А.П. и в это же время в эксплуатацию стал поступать локомотивный  парк. Работая на паровозах, мы столкнулись с множеством трудностей в их эксплуатации: отсутствием ремонтной базы, отсутствием воды, паровозы приходилось экипировать  вручную.

    Хочу отметить, что со  всеми  трудностями  работники железнодорожного  транспорта справлялись,  с той ответственной задачей, стоящей перед ними.  Хорошо потрудились в то время машинисты Хуторнов К.К., Третьяков И.М., Денисов П.Я. и многие другие товарищи. Большую помощь в организации работы  транспорта оказал товарищ Самусевич Николай Антонович.

        В настоящее время наше управление ж.д. транспортом имеет благоустроенное паровозное депо, вагонное хозяйство, благоустроенные мастерские.   За высокие показатели в работе и за коммунистическое отношение к труду нашему коллективу было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда». И  в настоящее время железнодорожники находятся в первых рядах строителей коммунизма…» (воспоминания написаны в 1966 году).

Хомякова Александра Дмитриевна, ветеран УС-604, рассказывает о начале строительства города: «В Заозёрный наша семья приехала из города  Райчихина Амурской области. Мои родители были из этих мест,  их постоянно тянуло на Родину. Наши родственники жили в одной из деревень Саянского района. Мы, как городские жители, не захотели к ним переезжать и работать в колхозе. От знакомых узнали, что здесь открывается военное строительство, тем более, что стали прибывать строительные войска и военное начальство. Нас это заинтересовало.  Мои родители, брат со своей семьёй и я,  устроились работать на  строительство нового города. Первоначально  жили в посёлке Ирша.  На машинах ездили на работу в пос. Октябрьский, который в то время назывался Адмгород (Административный город). В нём  находилась  главная контора строительства и отдел кадров. Строили бараки для семейных людей, а для одиноких -  общежития. Военные строители первоначально жили в палатках, а к зиме им построили уже  казармы. В Адмгороде располагался первый полк. Летом 1956 г. солдатская столовая была под открытым небом, а гражданская -  в палатке. Продовольственные и промышленные магазины тоже были в бараке. Этим же летом уже построили   мост через р. Инкола. Он и сейчас стоит. Прорабом на строительстве моста работала Магилина. В Адмгороде была построена медсанчасть, хирургия, роддом. На другой стороне лога был второй район, в котором строили гараж и много других вспомогательных предприятий.

Наша контора также располагалась в бараке. Моими первыми начальниками были начальник стройки Пичугин и начальник второго района Войнилович. На стройке я была первым маляром со стажем и с «корочками». Прорабами были Беляев, Дуднев...Часто нам приходилось работать с солдатами и их командирами. Это 1-ый  полк 2-ая  рота – капитан Шотов и 1-ый  полк 7-ая  рота – капитан Карасёв.  Позднее Карасёв  работал в СМУ-7 партийным работником. Нас, девчонок и ребят, на работу с Ирши возили на крытых машинах,  невзирая на погоду: любой мороз и стужу. Со мной работали: Рябинина Пана, Козлова Валя, Петрикова Лида, Хомякова Шура, Панина Анна и много других, чьи фамилии не могу вспомнить. Многие сменили фамилии, кто-то  ушёл  из жизни, а кто-то уехал из этих мест.

У меня был 3-х годичный перерыв в работе, затем в 1960 г. муж меня снова сюда перевёз. Уже стояло КПП. Я снова устроилась работать маляром в СМУ-3,   отправили к моему первому мастеру Горенскому Владимиру Петровичу. Он определил меня в бригаду Заспиной Нади. Бригада была небольшая: Бахова Таня, Борзакова Анна, Мельникова Маша, Зоя, Надя. Хомякова Шура. Производили ремонт бараков  Управления  и отдела режима.

Когда стало больше рабочих, то СМУ-3 «разделили»,  образовав ещё несколько организаций: СМУ-1, СМУ-4, СМУ-6, СМУ-7.  Строительство шло полным ходом:  ГРЭС-2, возводили фундамент под ЭХЗ, строили вспомогательные участки. Мы,  отделочники,  строили квартиры для рабочих. СМУ-6 выполняли  площадки под фундамент домов; СМУ-3 ставили панели, а отделочники белили, красили, чистили. Всем доставалось. За несколько лет  построили горисполком, Дворец культуры, гостиницу, магазины, больничный городок, Дворец пионеров, музыкальную школу, училище № 35… А больше всего -  жилья для людей. Наша бригада   (бригадир Буслаева Ольга Андреевна) вела отделочные работы  Дворца  пионеров.

      Часто  менялось начальство. Пичугин Александр Васильевич был начальником стройки. Затем  к нам направили Рыгалова Евгения Васильевича. Сначала он работал прорабом, начальником участка, потом пошёл на повышение: стал начальником СМУ-7. Горенский работал начальником участка. В отделе кадров долго (до пенсии) работала Гайдук Ольга Владимировна. Многие из наших рабочих ездили в командировки. Это Карталы (Байконур). Караганда, Ломоносово (Ленинградская область)

В наше время молодёжь была смелая, работящая, умела даже писать  стихи и песни. Мы, более старшее поколение, удивлялись такому сочинительству и от души смеялись. Вот одна из таких «песенок»:

На вокзале, в Заозёрном,  мы сидели,

  Женька нас Рыгалов угощал.

  А когда изрядно захмелели

  В Карталы он нас завербовал.

Хочу сказать, что строили быстро. Даже быстрее, чем по плану. Были незапланированные дома, которые тоже готовили к сдаче сверх плана. Женщинам доставалось:  сильно уставали, ведь кроме работы у всех были семьи, дети, которым тоже нужно уделять внимание.

Но, несмотря ни на что, работали весело и так же весело проводили праздники. Выезжали на «пьяную» поляну. Игры, концерты, соревнования. Сколько было монтажников, электриков, механизаторов, шоферов – и всё вокруг кипело, все куда-то спешили. Был лозунг: «Вперёд к коммунизму». Туда мы и спешили. А сколько было соревнований: по бригадам, по участкам, по районам, какое СМУ передовое. Каждый коллектив  хотел быть первым. В каждом СМУ были свои «герои», многих награждали правительственными наградами…

Жаль, что много первостроителей не дожило до наших дней. Такова жизнь человека. На смену им пришло новое поколение молодых…» (воспоминания написаны в 2013 г.)

 Мы  перечитали несколько воспоминаний из историко-литературного сборника «Мой город» и   посвятили  нашим строителям. Ещё раз поздравляем  с профессиональным праздником, Воспоминания даны в авторской редакции.

                                                                               Материал  подготовила Н.П. Гаврилова                  

Похожие статьи:

Музей истории городаДекабрьские даты. История города

Музей истории городаЧернобыль. Память о трагедии

Музей истории городаПочётный гражданин города

Музей истории городаМой Зеленогорск

НовостиС днём строителя!

Рейтинг: 0 Голосов: 0 930 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!