Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Имена и судьбы.

14 декабря 2015 - Гаврилова Н.П.

                

                                Имена и судьбы зеленогорцев.  Мы помним. 

                               Самусевич Николай Антонович (14.12.1910-18.12.1972)

          Родился в городе Ашхабаде Туркменской ССР в семье служащего. С 1919 по 1929 годы учился в Ашхабадской девятилетке. После окончания  землемерно-землеустроительного  техникума был направлен на работу в госземтрест Наркомзема Туркменской республики. В 1933 году переехал в  Запорожье УССР, на «Днепрострой». Освоил работу  техника-землеустроителя, изыскателя, прораба геодезии. Без отрыва от производства, работая на «Запорожстали» и «Днепрострое», учился на курсах инженеров геодезистов и Харьковском индустриальном институте, строительном факультете.   Помимо работы и учебы активно занимался общественной работой:  комсомольскими делами и являлся депутатом городского Совета города Запорожья (от строителей Днепростроя).  В 1938 году работал  прорабом-топографом, начальником топографического отделения  Углического гидроузла на «Волгострое» НКВД.

          В октябре 1941 года был переведен на оборонное строительство города Москвы начальником топографической службы полевых строительств. С  1942 по 1945 годы работал в Тагилстрое НКВД начальником топографо-геодезического отделения.

        В наш  город полковник Самусевич Н.А.  приехал в  1957 году, и   15 лет  был  на ответственном участке работы -  заместителем начальника Управления строительства  № 604 по общим вопросам.  Его вспоминают как   руководителя   с   уникальной работоспособностью: Николай Антонович успевал заниматься и материально-техническим снабжением огромной стройки, и организацией питания и отдыха  строителей, горожан, и работой молодежных общежитий, домов отдыха,  и держал   «связь» с воинскими частями – всего не перечислишь.  Честный и справедливый, умел со всеми найти общий язык, но в то же время был человеком добродушным, с  веселым нравом.

              При нем возведен основной жилой массив микрорайонов города, строительство  промышленных объектов Красноярска-45 (Зеленогорска). Николай Антонович уделял пристальное внимание и соблюдению техники безопасности, и  промышленной санитарии, и  улучшению условий труда рабочих.  Любую работу выполнял с огромным энтузиазмом. Горожане любили его и часто обращались за помощью: он был депутатом городского Совета пяти созывов.

       В год десятилетия города, 1966 году, Николаю Антоновичу   принадлежала идея установить  памятный камень  строителям города на улице Комсомольской. В наши дни – это одно из любимых  мест города.

           В числе  правительственных  наград: орден Ленина и  два ордена «Знак Почета», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Москвы», нагрудный знак «Отличник гражданской обороны СССР».

       Признанием заслуг Николая Антоновича в области строительства города стало решение городского Совета от 17 июня 1981 года о присвоении ему звания «Почетный гражданин города» (посмертно). 

В МБУ «ЗМВЦ» (отделе истории города) бережно хранятся воспоминания первостроителей. Людей, которые построили наш замечательный город. В их числе и  воспоминания  Николая Антоновича. Они  написаны им ещё в 1966 году ХХ века. А   опубликованы недавно,  в историко-литературном сборнике  «Мой город». Сборник вышел в свет в 2013 году.

            «Работа с колес». Первое строительство  участка «Павлодар»

          К началу 1958 года встал вопрос об организации крупнопанельного строительства каменной застройки. Начало было выбрано со 2-го квартала (теперь улица Комсомольская). Подвозы панелей производились железнодорожными платформами, для чего был проложен железнодорожный путь. Он проходил по территории построенного Дворца Культуры, школы, стадиона. При помощи плавной кривой уходил по дворцовой части в непосредственной близости к дворовым фасадам Комсомольской улицы домов: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 с индексами «а», «б», «в».

       Эти дома строились с железнодорожных колес. Для отопления были использованы три  паровоза, которые  располагались  у прямого участка пути (напротив, в настоящее время, столовой № 1). В этом же месте была создана первая пассажирская посадочная площадка для ИТР и рабочих, работавших на ТЭЦ. Несколько  позже площадка  была перенесена на берег реки «Б».

      Поезд в семь  часов отправлялся на ТЭЦ и находился в пути от 50 до 60 минут. Перевозил в разное время от 250 до 650 человек. Особенно поездом пользовались работники ЦЭМа, а потом и эксплуатационники ТЭЦ.

      К моменту сдачи в эксплуатацию первых домов каменной застройки был проложен первый сюорный коллектор фекальной канализации и перекачная станция (находится сейчас по улице  Гагарина, около домов). Перекачка производилась по пожарному фекальному коллектору во временные очистные сооружения, построенные в конце бывшей деревни Барга. Там, в отстойных колодцах, фекальные воды хлорировались и сбрасывались в Кан.

         Большая часть деревянных строений была закончена, но не имела тепла от временной котельной улицы  Комсомольской (около овощного магазина). Вода подвозилась и развозилась на автомашинах. Но была проблема: некуда сбрасывать фекальные воды, поэтому было принято решение: устроить поглощающие септики,  объединить выпуски нескольких домов.

       Так было создано в 1957-1958 годах  большие количества септиков и бойлеры АСМ, которых было доведено до десяти. Не успевали вывозить содержимое септиков, а септики плохо фильтровали,  и, даже наоборот,  стали местами наполняться грунтовыми водами.

      На строительстве развивал свой надзор т. Шваньков М.А., который возглавлял работу санэпидемстанции и санитарной инспекции вообще. Жизнь заставила срочно форсировать канализационные работы деревянной застройки с выводом к станции перекачки. Исполнительный прораб Головаус В.,  при шефстве от управления Самусевичем Н.А.,  хорошо справился с тяжелой работой в болотистом грунте, пользуясь водоотливными установками. Справился с прокладкой канализации по низким местам деревянной застройки 4 квартала.

       Уже в конце 1958 года стала работать первая фекальная канализация без септиков и фильтроколодцев.. Такой колодец, который был построен напротив столовой,  у клуба «Строитель» (теперь Молодежный), даже при интенсивной откачке не давал никакого понижения. Казалось, что,  решив эту весьма тяжелую задачу фекальной канализации,  станет легче жить, но этого не последовало. Надо было сокращать работу водовозок. Силы были брошены на водопроводное строительство, которое тоже удалось подтянуть по улицам. Там,  где разместились щитовые дома и дома индивидуального строительства, были поставлены водоразборные колонки; а во все деревянные дома постоянного типа были сделаны вводы. 

Гидроузел устоял.

      Плохое положение в строительстве наступило в период, когда шел март – конец апреля месяца. На строительстве шла горячая пора по форсированию строительства гидроузла.

     Паводок 1959 года был характерен тем, что он был многоводен. В створе строящегося гидроузла живое сечение было ссужено перемычкой, отгораживающую железобетонную часть плотины от многоводного Кана. Весенние подпоры, которые образовались от ледяных заторов, ниже деревни Сухаревки,  ликвидировались во время ледохода взрывниками, при помощи вертолета и даже авиации. Бомбардировщики Новосибирска появлялись через час и бросали бомбы в ледяные заторы Кана. В июле-августе месяце заторы  создавали интенсивное таяние снега, скопившиеся в водосборном бассейне реки Кан. Быстрый приток большого количества воды создал стихийное бедствие в городе Канске. Поднятым потоком воды была залита большая территория города. Население, животные и ценности вывозились вертолетами, а к строительству гидроузла было приковано основное внимание всего многочисленного коллектива нашего строительства.

      За сутки вода поднялась на три метра. По нему проходило до 1500 кубометров воды в секунду. Подошел критический момент. Перемычка уже не должна была держать напора воды,  и надо было либо прижать перемычку в целях безопасности ведения работ, либо продолжать весьма трудную борьбу со стихией. Выбран был второй путь – не отступать и не бросать борьбу со стихией

      Двадцать четыре бульдозера по всему периметру 520-метровой перемычки наращивали перемычку грунтом из котлована гидроузла. На каждом метре перемычки стояли с шансовыми инструментами до 5 человек воинов строителей и ответственных работников строительства. Носили и укладывали мешки,  затаренные песком. Ни днем, ни ночью не смолкала работа, гул моторов, шум машин. Подвозили гравийно-песчаную смесь. Паводку помогал дождь. Промокших согревали спиртом, чаем с лимоном и кофе, что было хорошо организовано ОРСом и городскими властями во главе с т. Жуковым В.Н., Соколовым Н.С. На самом ответственном участке,  верховой перемычке,  стояли старые гидротехнические силы – Самусевич, Титаренко, Захаровы (не братья), Соколов, Бойков и другие негабаритные товарищи. По телевидению  был показан киножурнал, где создали живую плотину,  на одной из рек Китая, народной армией. Это подбадривало и нас, возникла мысль. Так как кончился запас грунта в котловане гидроузла,  и почти весь запас затаренных мешков, а в Канске стал падать уровень воды, был брошен клич – заменить мешки -  телами. Каждому было отведено 0,5 метра перемычки. Только Титаренко А.П., Соколову А.С., Жукову В.К., Захарову В.В., Грину А.А., Бобкову (главному  инженеру  СМУ-4), Захарову Д. С. (начальнику СМУ-4) было отведено по полному метру. Либо (начальник  участка) Желнирович, Дранишников – проектировались, как заполнители из-за слабой фракции, 10 сантиметров, а местами -  пять сантиметров  оставалось до перелива через перемычку. Перемычка ни по каким расчетам не должна была держать созданный напор пять  метров, скоростей до 2,7 м/сек и расхода 1600 м/сек.

       Какая была радость, когда уровень в Кане стал быстро падать. За сутки создались нормальные условия для окончания работ по водосливной части железобетонной плотины, которую строили два  года. Начальником строительного участка был  Либо А.

       Гидроузел был спасен и работы по нему были выполнены досрочно.

Последние минуты «старой ложи» Кана.

       Гидроузел кончался своим строительством. Наступил этап, когда упрямый Кан должен двинуться по новому искусственному,  подготовленному руслу,  через водосливную часть плотины. Надо было закрыть в кратчайший срок вековой путь правобережной притоки Кана (в створе сооруженного гидроузла). С подставленного понтонного моста железобетонными пирамидными изделиями брака ЖБИ и бутовым камнем автомашинами пересыпали древнее русло Кана. Расчетами определялась борьба в течение 12 часов, но не прошло и четырёх часов, как наступление начало ослабевать. Кан покорился,  и пошел по новому руслу. Гидромеханизаторы образованный прорыв замыли гравийно-песчаной смесью, на чём и кончилась борьба с большой речкой.

     Принимало участие в работе большое количество работников автотранспорта, механизаторов, крановщиков и бульдозеристов. Работники УПП хорошо и в достаточном количестве дали железобетонных бракованных изделий и специальных пирамид для перестройки русла правобережной протоки.

 

                                                                                           Материал подготовлен Н.П. Гавриловой

Рейтинг: +1 Голосов: 1 596 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

АНКЕТА