Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Художник - о художнике

16 марта 2014 - Гаврилова Н.П.

                                                              Художник – о художнике

17 марта – день рождения Анатолия Павловича Кравчука (17.03.1940-10.09.2004) художника, члена Союза художников РФ, почётного гражданина города Зеленогорска, ветерана Красноярской ГРЭС-2. Когда произносится имя художника, в памяти сразу возникает лицо Анатолия Павловича, которое как всегда озаряет несколько застенчивая улыбка, а в слегка прищуренных добрых глазах видна новая задумка. Вспоминаешь творческую личность, которая оставила достойный след в истории нашего города.

В 2010 году, год семидесятилетия со дня рождения художника, вышла в свет книга «След на земле». В издание вошли воспоминания заслуженного  художника России, красноярца   Валерия Иннокентьевича Кудринского:  «Анатолий Павлович оказался в Сибири во время службы в Советской Армии в 1961 году, а родился же в Донецкой области.  Сибирь покорила молодого человека навсегда, он остался строить и жить в Красноярске-45 (ныне – Зеленогорск), с ним связал свою жизнь и судьбу.

           К сожалению, большого, серьезного художественного образования он не получил, учился всего лишь заочно во Всесоюзном Доме народного творчества им. Крупской.   Все азы изобразительного искусства постигал в основном сам, общался с художниками в Красноярске, посещал выставки художников, музеи. Много помогал ему Степан Федорович Туров, великолепный график, к сожалению, рано ушедший из жизни; Тойво Васильевич Ряннель, прекрасный живописец и акварелист, всегда приглашал Анатолия в мастерскую, давал советы, анализировал работы молодого художника. Там, в мастерской у Ряннеля, мы и познакомились.

          Анатолий Павлович всегда был скромнейшим человеком, больше слушал, смотрел, как работают другие. В 1972 году первая поездка по Енисею до Диксона очень многое дала как художнику и человеку, расширила диапазон в творчестве. Затем была работа на творческой даче на Байкале среди опытных художников из разных уголков страны, придавала уверенности в своих силах. Стремление работать еще больше.

   В 1991 году мы проводили по Енисею большую творческую акварельную группу, 28 художников из различных республик, она оказалась последней Всесоюзной. Я помог включить в эту группу и Анатолия Павловича, как же он был рад такой возможности поработать среди опытных мастеров акварели.    Работал как одержимый, используя любую возможность написать хотя бы маленький этюд. Помню, на рассвете причалили к берегу в районе очень красивых островов «Кораблик» и «Барочка». Причалили не совсем так, как договаривались с капитаном, многие еще спали. И никто не обратил внимания, что Анатолий Павлович вышел вслед за капитаном на заросший кустарником берег. Капитан через несколько минут вернулся и не видел, как ушел на берег с этюдником А.П. Разобрались, что причалили не совсем так, как нам хотелось, капитан дал команду, и пароход перешел на новое место, на противоположный берег. Красотища! Все занялись делом, кто начал сразу писать этюды, кто уху варить (дело – к обеду). Собрались у костра в предвкушении осетровой и стерляжьей ухи – Кравчука нет.

  Кинулись искать, нигде нету. Шутка ли, на такой реке все может быть, а тут человека нет. Минут через 30-40 безуспешных поисков, смотрим, с противоположного берега идет рыбачья лодка и привозит нашего Анатолия Павловича. Все оказалось просто: раз пароход причалил, капитан вышел с ружьем на берег, все еще спят, Анатолий вышел с этюдником, отошел метров на 100 в сторону и сел писать этюд. Пароход,  тем временем,  отошел от берега и пошел к другому.  Наш художник успокоился, дописал этюд, попросил местных рыбаков перевезти его к пароходу.  Долго оправдывался и извинялся Анатолий Павлович за причинённое беспокойство.

           Иногда, когда у меня появлялась возможность поделиться с ним импортными материалами, особенно дефицитной акварельной бумагой, Анатолий Павлович через полгода привозил бумагу назад, даже не распакованную; извинялся, оправдывался, что ему еще рано работать на такой бумаге, обойдусь простой, я к ней привык, вот такой скромняга.

           Человек он был безотказный, дарил людям свои работы, а сколько выставок он сделал на ГРЭС-2, даже на проходной люди просили показать что-то новенькое. Очень много работ и акварелью, и маслом посвящены городу. В музее собралась внушительная коллекция работ Анатолия Павловича.

          Наибольших успехов художник добился в лирическом пейзаже, его любовь к Сибири, ее просторам, горам и тайге, рекам и озерам переполняет каждую работу художника.   Наиболее запомнившиеся мне работы Анатолия Павловича как раз лирического плана: «Осень на Енисее», «Горный ручей», «Водопад», «Зимний сон», «Сумерки», «Заимка», «Северный поселок», «Казачинский порог», «Речка Терем», «Теплый вечер», «Порог».

           В городе его знали и любили, казалось, что вот, наконец,  и признание, и новая мастерская на берегу реки, в центре города, - живи, работай, радуйся жизни, радуй всех новыми работами. Но судьба распорядилась иначе. Накануне очередного юбилея Анатолия Павловича не стало…».

 

Материал подготовлен Гавриловой Н.П. на основе книги «След на земле» (воспоминания заслуженного художника  России, красноярца Валерия Иннокентьевича Кудринского «Работал как одержимый»).

 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 1157 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!