Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Без работы я болею

10 сентября 2014 - Гаврилова Н.П.

                                               «Без работы я болею»

Эта фраза принадлежит Анатолию Павловичу Кравчуку, нашему зеленогорскому художнику. К сожалению, уже 10 лет его нет с нами. Сегодня 10 сентября. В 2004 году сердце этого талантливого человека перестало биться. А вспоминаем мы его часто, не только в день  рождения и день грусти. Поскольку этот удивительно скромный человек оставил «большой след в истории города»: его по-прежнему называют художественным летописцем Зеленогорска. Анатолий Павлович  говорил: «Я вообще не замечаю времени. Оно для меня не существует. Утро или вечер, понедельник или суббота – для меня это неважно. У меня есть работа. И этого достаточно»…

Предлагаю перечитать воспоминания о художнике из книги «След на земле».

Из воспоминаний Людмилы Михайловны Волобуевой (редактора-составителя книги): «…в 1996 году муниципальным музейно-выставочным центром был подготовлен и выпущен в нашей типографии красочный проспект «Анатолий Кравчук. Акварель». В его подготовке приняли участие Л. Локотош, В. Кудринский, Г. Волобуев, Т. Ломанова, В. Хвостов. А я вызвалась сделать подбор стихов к акварельным работам. Работала с большим удовольствием, вникая вглубь каждой картины. Нашла и эпиграф к альбому. Стихотворение Г. Эмина очень точно отразило всю  суть внутренних порывов художника А. Кравчука:

Я написать хочу слова на музыку дождя,

Зарифмовать порывы ветра,

Найти мелодию легчайших дуновений,

Что слышатся в лесах порой осенней,

И вслух читать речитатив ручья.

Я рисовать хочу, как тополь тонкой кистью

Рисует в небе всё, что скажут листья…

Анатолий Павлович смотрел далеко вперёд. Он старался в своих произведениях показать жизнь и развитие города: среди башенных кранов поднимется многоэтажный дом, а то и целый квартал; оживает улица; возводятся новые цеха электростанции. И всё это на фоне удивительного ландшафта и неповторимой красоты сибирского пейзажа.

Анатолий Павлович оставил потомкам свои акварели, в которые вдохнул жизнь того времени: будни великой стройки. Чистоту помыслов, радость созидания, оптимизм, молодость. Он не фотографировал, а писал так, что в его работах мы теперь слышим дуновение ветерка и речитатив ручья, шум дождя и рокот строительной техники; ощущаем кисть мастера-акварелиста и вдохновение настоящего Человека…».

Аникеев Алексей Иванович, ветеран ГРЭС-2: «Его называли просто и с любовью -  Толя. Для друзей, товарищей и знакомых, даже тогда, когда его возраст перевалил за 60, он был Толя. Почему? Я это объясняю просто. Анатолий Кравчук был из тех людей, которые умеют выслушать рядом стоящего, кратко ответить, посочувствовать, посоветовать, предложить, а временами, просто посмотреть на собеседника.  И становилось всё ясно и понятно.

Тяжелейшее детство, сиротство, детский дом, армия, работа на Красноярской ГРЭС-2 и работа над собой – творчество. Толя «сделал себя» величайшим трудолюбием, целеустремлённостью. Отсюда, по всей видимости, не многословие, не суетливость, обстоятельность.

С Толей всегда было легко работать, советоваться, ходить в походы, играть в футбол, смотреть спортивные передачи, созерцать природу. Наше поколение сороковых, прибывших на строительство города и предприятий, значимых для страны, не только работало, не считаясь с личным временем, но и успевало заниматься спортом, совершать туристические походы. Толя вёл очень активный образ жизни, играл в футбол. Мы ходили болеть за вратаря Толю. Играл он самоотверженно, мужественно переносил травмы.

Он не любил больших компаний и поэтому часто уходил один в отдалённые места с мольбертом – работал над этюдами. Основным транспортом были ноги и старенький велосипед.

В 1995 году по путёвкам от ГРЭС-2 мы, 6 человек, отправились в санаторий «Карловы Вары». Каждое утро в 6 часов Толя отправлялся с мольбертом в живописнейшие места и делал  много эскизов. На два дня он уезжал в Прагу и работал, работал, работал…

Однажды Толя в Карловых Варах у памятника Карлу Марксу на скамейке увидел священнослужителя и заметил, что тот прикрывает глаз платком. Толя подошёл и спросил, что случилось. Тот ответил, что в глаз попала соринка. Толя предложил ему обратиться к врачу, но он отказался. Тогда Толя сам оказал ему помощь и разговорился с ним. Они обсудили многие вопросы, но глаз был воспалён,  и Толя оставил свои эскизы, сходил в аптеку, купил глазные капли и подарил их для лечения священнослужителю.

После этого они неоднократно встречались. Я спросил Толю, что его привлекло в священнослужителе. Он ответил: «Это своеобразный человек с особым мышлением и изложением своих мыслей, со своим пониманием сущности человеческой жизни и окружающей нас природы».

Анатолий был глубоко верующим человеком. В Чехии он приобрёл три иконы. Перед отъездом из Чехии, мы попросили его показать нам свои работы. Посмотрев более сотни этюдов, зарисовок, набросков, мы были поражены его талантом и работоспособностью.

Также мне посчастливилось отдыхать с Анатолием Кравчуком и Володей Калькаевым в санатории «Красноярское Загорье». Вернее, мы с Володей Калькаевым отдыхали, а Толя трудился в поте лица, так как по- другому,  он не мог. Его внутренняя природная интеллигентность, доброта, стремление  к познанию нового, тяга к учёбе, целенаправленность, открытость и простодушие были не только привлекательны, но и воспитывали нас. В последние годы его жизни мы (Калькаев В.А., Емельяненко М.С., Приколотин С.И.,  Аникеев А.И.) неоднократно посещали его мастерскую, где Толя показывал свои работы и рассказывал о планах на будущее. Это художник с большой буквы.

В его планах была мечта заняться портретами, как он говорил, что начал с себя.  Это, наверное, единственный портрет, который он успел сделать. Планов было много, но жизнь оказалась коротка. Судьба распорядилась по-своему. Анатолий Кравчук ушёл от нас, оставив нам свои картины – часть своей души, но самое главное – пример жизнестойкости, трудолюбия, целеустремлённости и не показной, а исходящей из глубины души, любви к природе и к людям. Спасибо, Толя!»                                                                              

Юрий Львович Козлов, друг художника, рассказывал в феврале 2010 года: «Много можно сказать об Анатолии, как о хорошем человеке и прекрасном художнике, мне же хотелось рассказать о нём, как о собранном и ответственном спортсмене. Анатолий после службы в армии работал на ГРЭС-2 и естественно играл в русский хоккей и футбол за команду ГРЭС-2. а так как он играл очень хорошо, то и играл за сборные команды города по футболу и хоккею.

В 1965 году он был вратарём сборной нашего города по футболу, которая принимала участие в первенстве Красноярского края. В первенстве участвовали команды являющиеся чемпионами городов Красноярска, Ачинска, Красноясрка-26 (ныне Железногорска), Красноярска-45 (ныне Зеленогорска), Норильска, Лесосибирска и Канска. И вот в одной из ключевых встреч, при счёте «один-ноль» в пользу Красноярска-45, в самом конце игры, в ворота, который защищал Анатолий, был назначен одиннадцати метровый удар. Надо отметить, что все игроки страшно устали, из последних сил сдерживая натиск соперника и, если бы он сравнял счёт, в дополнительное время наша команда вряд ли сумела одержать победу, и стать чемпионом края. И вот в этот самый ответственный момент Анатолий сумел собраться и не отразить, а «намертво» поймать мяч, который, казалось бы, неминуемо должен был влететь в сетку наших ворот! Такая самоотверженная игра нашего вратаря помогла команде завоевать звание чемпиона Красноярского края! По итогам этого чемпионата Анатолий был признан лучшим футбольным вратарём Красноярского края 1965 года!

В 1966 году разыгралось первенство ЦС Министерства атомной промышленности по футболу. В своей сибирской зоне команда нашего города заняла второе место, а Анатолий Кравчук был признан лучшим вратарём турнира!»

Из воспоминаний Геннадия Тихоновича Волобуева, друга художника: «…в последнее десятилетие Анатолий всё чаще стал работать в масле. И здесь заметна динамика творческого роста. Произведения Анатолия Кравчука не только трогали эстетические чувства окружающих, но и вызывали патриотический настрой. Они побуждали гордиться городом и его предприятиями. На выставкомах коллектив станции выдвинул кандидатуру Кравчука на звание «Почётный гражданин города Зеленогорска». Депутаты проголосовали единогласно. А мне доверили вручить ему все атрибуты этого почётного звания на сорокалетнем юбилее города».

 

Десять лет нет с нами художника  Анатолия Павловича Кравчука. Но мы будем помнить это имя.

                                                                                                         Н.П. Гаврилова

Рейтинг: +1 Голосов: 1 498 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!