Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

"Говорят, что уходят года..."

16 марта 2014 - Гаврилова Н.П.

«Говорят, что уходят года…»

 

Говорят, что уходят года.

Что стареем, не верь никогда!

Не стареем, мы просто умнеем,

А душа на всю жизнь молода.

 

Говорят, чтобы быть молодой,

Нужно мыться живою водой.

Ты не верь никому, никогда,

Будь душою всегда молода.

 

Говорят – с лица воду не пить,

Можно пить, если сильно любить.

Ты поверь в этот раз навсегда –

И тогда – пусть проходят года.

(зеленогорский поэт Владимир Родиончев. 1990 г.)

Это стихотворение поэта я адресую Людмиле Михайловне Волобуевой в этот по-настоящему весенний, юбилейный  день рождения. Интересны, на мой взгляд, и воспоминания ветерана педагогического труда из историко-литературного сборника «Мой город» (издан МБУ «ЗМВЦ» в 2013 году).

«Жизнь начинается с ухода на пенсию не потому, что работа, наконец, осталась позади, но потому, что перед вами внезапно открывается целый мир и вы готовы вступить в него». (Из афоризмов американской актрисы и политического деятеля Хелен Хэйес Браун)…

«Вспоминаю школу с любовью».  Вернусь опять  в прошлое. 15 августа 1967 года. Именно с этого числа была открыта вакансия преподавателя французского языка. Школа № 161, куда меня ещё за год до этой даты «определил» заочно зав. ГОРОНО Олег Александрович Костарев, приняла меня тепло. С этого времени я познала настоящий вкус учительской профессии. Школа № 161 — это мой отчий дом. Здесь я выросла. Коллектив школы — это моя семья. С любовью смогла бы сказать о каждом, но это признание сделаю общими фразами. Начинала я работать при директоре Борисе Владимировиче Бакланове. Он (да и все педагоги-мужчины) уважительно, даже по-отечески, относился к молодым преподавателям. Жилось в коллективе интересно и спокойно.  Было много запоминающихся традиций, которые не нарушились и с другими директорами: с Евгением Павловичем Овчаровым, с Валентиной Николаевной Любушкиной, с Натальей Павловной Клюевой.

«1967 год. Именно в этом году мы пошли в 5 класс, и нашей классной мамой стала Тамара Сергеевна Игнатова, и именно в этом году я начала изучать французский  язык с вами, Людмила Михайловна! Я хотела учить английский и на первый урок французского языка в класс постучалась вся заплаканная. Вы открыли дверь и сказали мне, что "со слезами на урок ..." Это было сказано так доброжелательно, с улыбой. И мне стало сразу спокойно.   Как давно это было, но в памяти остались именно эти молодые, одухотворённые лица наших учителей 161-й школы. Лучших учителей в моей жизни! Низкий поклон Вам, за всех нас! И если из нас получилось в жизни что-то хорошее, то это благодаря ВАМ! НАШИ ЛЮБИМЫЕ УЧИТЕЛЯ 161-й ШКОЛЫ! В институте я после пятого семестра французский язык сдала на «отлично». Наш преподаватель 2 года стажировалась во Франции…Спасибо Вам, Людмила Михайловна! — Ольга Астафьева (Ковалькова).

     И я вспоминаю школу с любовью. Думаю, что надо упомянуть хотя бы некоторые фамилии учителей, которые помогли мне стать нормальным учителем. До 1967 года у меня был небольшой опыт педагогической работы:   один учебный год до института и три учебных четверти — после. 

       По-настоящему почувствовала себя учителем в школе № 161. Сначала моим куратором была Александра Николаевна Подщеколдина. Я прошла с ней весь путь в этой школе. Она своим примером учила отдавать своё сердце детям.  Завучем школы была мудрая, умная женщина, настоящий педагог —  Тамара Ивановна Урахчина. Она меня поддерживала, ей нравились мои уроки французского языка. Как важно для молодого учителя, когда уважаемый человек в тебя верит! Это мне помогло утвердиться и поверить в себя. Более тридцати лет по-родственному дружила с В.И. Костаревой. Валентины Ивановны и Олега Александровича уже нет, но есть их дочь Татьяна, которая не прерывает связь со мной и коллективом нашей школы.   Близкими по духу были почти все учителя моих детей. С некоторыми дружила  и дружу (С. П. Дригайло, Т. И. Чертановская, Н. М. Мирхайдарова, Л. П. Долгова). Всех перечислять не буду. Ограничусь таким предложением: «Спасибо тем, кто понимал меня, наших детей и внучек!».

         К моей землячке Дарье Леонтьевне Троицкой я шла «поплакаться в жилетку». Она, как мама, могла погладить по головке, дать совет или словесно выпороть, любя. Она и теперь, живя вдали от меня, следит за моими жизненными «шажками».  С 1977 года Дарья Леонтьевна живёт в Новосибирске, но сердцем она со своими любимыми учениками и с коллегами школы № 161, а также со многими жителями нашего города. Она в курсе всех событий. Те книги местных поэтов, что ей посылаю, она серьёзно рецензирует. Много находит в них положительного, интересного. О нашей первой («университетской») книге «Мы сами судьбу свою строим» Дарья Леонтьевна написала так: «Прочитав Ваш труд, изумилась: какое богатство здесь собрано! Я очень понимаю тех творческих людей, которых объединил университет. Многих, очевидно, он научил, как сделать жизнь интересной и насыщенной, как строить свою дальнейшую судьбу. По содержанию сборник обширный, и работа университета, судя по сборнику, многогранна».

     Для второй нашей книги «Усть-Барга — Зеленогорск»  в мае 2008 года   Дарья Леонтьевна написала бисерным почерком отзыв и воспоминания  на четырёх страницах формата А 4. « …Обрадовала меня перекличка моих мыслей с авторами книги. Лет пять тому назад меня посетила  идея: написать очерк «По следам прилетевших писем!». Подобрала из уймы корреспонденции наиболее весомые, с моей точки зрения, составила план фабулы, сделала кое-какие  наброски и …» Да, не каждый сможет в таком возрасте осуществить грандиозные планы. Дарье Леонтьевне в ту пору было уже  85! Письмо всё надо было бы процитировать. Оно даёт полное представление о коллективной работе слушателей Открытого народного университета о своём родном городе. Но я пропущу много её интересных высказываний, остановлюсь на некоторых. «Ваше, Людмила Михайловна, восприятие города растревожило в моей памяти неописуемое впечатление от Набережной вдоль Кана, от Нагорной (так сначала называлась  улица Комсомольская) до бесконечности в лес, от любимой сто шестьдесят первой.  «Ба! Знакомые всё лица». И фотографии, и тексты рассказали мне о многих, многих моих знакомых. Они погрузили меня в воспоминания о добрых, толковых, трудолюбивых, многогранных по интересам и способностям людей, с которыми я вместе работала, решала какие-то проблемы: жила с ними бок о бок, просто встречалась мимоходом...».

 Тут же вспоминает 1959 год, когда начала работать в школе № 161. Столько любви и уважения к своим коллегам! А какие приятные воспоминания об учениках: как собирали макулатуру и металлолом, как работали на субботниках в школе и городе!  И слова-то какие в конце своего повествования подобрала: «Откуда у них эта прыть, эта удаль, этот энтузиазм? Видимо, от народа, окружавшего их в детстве; от собственных родителей! Большинство семей приехали из сельской местности или из подобных нашему городов, где взрослые так рьяно трудились!». В заключение Дарья Леонтьевна пишет:

«В книге убедительно отражён рост города, как развитие ребёнка от момента появления на свет, до кульминационного пункта  СЕГОДНЯ. Эта кульминация, разумеется, будет всё время смещаться  до последующего СЕГОДНЯ».      

В ноябре 2006 года вышла в свет книга Г.Т. Волобуева «Всё на свете было не зря». Автором было получено много отзывов об этой книге. Но наиболее профессиональная рецензия была дана учителем русского языка и литературы Д.Л. Троицкой. Она разложила книгу по пунктикам. Я же хочу особо выделить  один абзац, чтобы потом продолжить свою мысль: «Книгу с упоением читаю и восхищаюсь всем «увиденным». Читаю, читаю…и не могу оторваться… Книга не только излагает факты как таковые, но и воспитывает характеры читателей: заставляет сохранять, приумножать природу; учит брать пример со старшего поколения; советует беречь то, что создано отцами-матерями, друзьями; любить свой город, гордиться им. Подкупает достоверность излагаемого: даты, фамилии, названия городов, подробное описание отдельных эпизодов, многочисленные снимки».

 В конце своего письма она подводит итог, что, действительно, нашим поколением делалось много полезного и нужного, и  всё было не зря!  

   Если говорить о себе, то я не зря была классным руководителем в  своём «ашном» классе. Почти 40 лет дружу с выпускниками этого класса. Думаю, что не прошли даром  те года, когда я работала  в школьной библиотеке и в Центре занятости.                              

      Сейчас смешно вспоминать, как я постигала азы компьютерной грамотности, работая в Центре занятости. Учил меня этому Игорь Иванович Ширкин (руководитель психологической службы при межшкольном комбинате).

— Игорь Иванович, а как переносить текст?

— Печатайте и ничего не переносите…

— Ой, а у меня все слова «слиплись»! 

— После каждого слова нажимайте вот на эту клавишу…

— А где точка? А где запятая? Где найти заглавную букву?

Ох, и устал же Игорь Иванович с такой ученицей! А Интернет, думала, никогда не одолею. Но к 60 годам научилась!     Ой, даже боюсь признаться, что могу то, что многие в этом возрасте не могут!

… Я полностью согласна ещё с одним афоризмом Хелен Хэйес: «Новые горизонты, новые идеи, новые занятия, новые точки зрения - вот из чего слагается жизнь после шестидесяти пяти лет».  Сама она, следуя  этому изречению, активно прожила 92 года.

       Что ж, будем и мы открывать новые горизонты и продолжать вписывать свои страницы в историю города!»

    

 Материал подготовлен  Гавриловой Н.П. на основе историко-литературного сборника «Мой город» (из воспоминаний ветерана-педагога, краеведа Л.М. Волобуевой «Город в моём сердце»).                                                                                                            

Похожие статьи:

Музей истории городаЖенщина - "Горячее сердце"

НовостиМузейные новости.

Музей истории городаКомсомолу -95!

Музей истории городаНаграда фронтовику в 90 лет - Орден стойкости и жизнелюбия!

Музей истории городаПетровой Маргарите Анатольевне

Рейтинг: +1 Голосов: 1 941 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

http://forum.good-cook.ru/ павел почему женщина терпит измены мужа.