Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Стары как мир

6 ноября 2013 -

 

В моих руках игрушка – маленький кусочек глины с едва намеченными формами. Голова, лицо, руки выполнены настолько обобщенно и условно, что только общие очертания и какая-то внутренняя уверенность позволяют сказать: это кукла  «баба». Несмотря на то, что изготовлена игрушка была не так уж и давно – в 80-90-е годы прошлого века, - от нее непостижимым образом веет архаикой, духом древности и язычества, а еще в ней явно прослеживаются традиции, бережно хранимые народными мастерами. 

 

И ДЛЯ ОБРЯДОВ, И ДЛЯ ИГРЫ

Глиняная игрушка — одно из ярких проявлений массовой народной культуры. Ее существование на протяжении многих веков неотделимо связано с одним из самых древних занятий человека — гончарством. В гончарном производстве при создании глиняной посуды игрушка была попутным, второстепенным делом, занимались которым чаще всего женщины и дети. Сначала игрушку лепили для себя — забавы ради, позже  — на продажу, приурочивая к ярмаркам, народным гуляниям, праздникам. Как правило, глиняная игрушка как вид народного творчества развивалась в крестьянской среде, поэтому в ней нашли свое отражение черты крестьянского быта, черты крестьянского народного творчества.

Зеленогорский музейно-выставочный центр обладает редкой коллекцией народной игрушки, которая вошла в состав музейных фондов в 80-е — 90-е годы прошлого века и является гордостью фонда декоративно-прикладного искусства. Мы уже писали, что данная коллекция охватывает  значительную часть известных и возрожденных промыслов и представлена 180 музейными предметами основного фонда.

 

Игрушка — один из первых предметов, который берет в руки человек в своей жизни. Глиняные игрушки, вылепленные заботливыми руками родителей, только на первый взгляд кажутся незамысловатыми, но если приглядеться, то можно разглядеть заключенный в фигурки мир народной культуры,  народных традиций, этики отношений мужчины и женщины.

 

 

 

За историю своего существования глиняная игрушка служила разным потребностям человека, несла в себе сначала обрядовую функцию, когда созданные образы служили целям языческих верований. Многие из архаичных образов выражали единство человека и природы, его связь с кормилицей-землей, олицетворяли ее плодородие, служили оберегами от темных сил. Позже глиняные фигурки стали предметом игры детей.

 

Игровая функция народной глиняной игрушки не менее значима, чем функция сакральная, поскольку игрушка являет собой один из важных элементов воспитательного процесса. Но и она не всегда играла в данном виде народного творчества главную роль: часто игрушки лепили для разглядывания, украшения в быту (примером может служить дымковская игрушка).

 

Но все-таки чем-то больше всего привлекает, нет, притягивает к себе, именно архаичная игрушка, и это, наверное, неспроста….

 

 

 

ЗНАКИ СОЗИДАНИЯ

 

До сих пор среди традиционных сюжетов в народной глиняной игрушке распространены образы, которые несут в себе знаки созидательного, доброго, оберегающего начала. Так, древо символизирует бесконечность жизни, являя собой модель мироздания; образ женщины (бабы) — это знак животворящих сил, плодородия, продолжения рода; сюжеты, связанные с образами птиц, символизируют пробуждение земли, являются знаком женского начала, хорошего урожая, счастливой семьи, вестниками богини Матери; олень (бык) — один из образов Солнца, воина, символизирует удачный брак, знак мужской силы; козел – покровитель урожая: «Где козел ходит – там жито родит», - поют колядовщики.

Образ коня — это символ слуги Солнца, символизирует время, свет, богатырскую силу. А вот медведь — один из образов тотемного предка, обозначает могущество, силу, являясь покровителем людей и защитником скота. Думаю, читателям будет интересно узнать, что часто медведь и медведица выступают как покровители женщин-рожениц и женщин вообще.

Используемые в росписи орнаменты и элементы часто также несли в себе магический смысл. Как правило, глиняные фигурки расписывались солярными знаками в виде кругов, розеток, а также земледельческими знаками плодородия (прямые и косые кресты с точками, ромбы, волнистые, горизонтальные, наклонные линии, растительные узоры).

 

Архаичные (т. е. свойственные древности, существовавшие в далеком прошлом) образы животных и птиц прослеживаются в сапожковской, хлудневской, каргопольской, абашевской, кожлянской, филимоновской, суджанской, романовской  глиняных игрушках. Игрушки многих промыслов своими корнями уходят в глубокую древность. По мнению искусствоведов и исследователей, изображения баранов, козлов, быков, оленей, коней, а также всадников связаны с древними прототипами. Фигурки эти предельно просты, стилизованы, иногда доведены почти до обобщенности силуэта.  Причем, считается, что самый архаичный пласт, например, в изображениях коней и всадников представляют игрушки гончарного промысла Александра-Прасковьинки Рязанской области (сапожковская игрушка). Этот центр считается хранителем очень древних образов в глиняной игрушке. 

 

 

 

При беглом взгляде вряд ли можно понять, что мастер изобразил именно всадника на коне - фигурка всадника дается так обобщенно, что почти сливается в нижней своей части с телом коня. Хотя и глиняный конь напоминает коня весьма отдаленно (фото 1).

 

Образцы этого промысла, представленные в фондах Зеленогорского музейно-выставочного центра, выполнены известными рязанскими мастерами Силкиной Анной Алексеевной и Кондрашовым Тимофеем  Андреевичем. К сожалению, мастер не дожил до своего 100-летия и умер в феврале 2013 года.

 

 

 

По мнению специалистов, в сапожковских глиняных игрушках живы традиции древнеславянского язычества, сохранившиеся до нашего времени. Многие видят в них отголоски первобытного искусства. Эти глиняные изделия исполнены языческой символики, подчас неосознаваемой самим мастером. 

Среди сапожковских игрушек-свистулек очень распространены так называемые «улютки» — небольшие свистульки зооморфных (или скорее – орнитоморфных) форм, то есть очень и очень схематично напоминающие зверей или птиц (фото 2).

Абашевские «дудки» — такое название имеют глиняные игрушки-свистульки из села Абашево Пензенской области — также были наделены ритуальным магическим смыслом. С ним связаны основные изображения животных.

Изначально абашевская свистулька была терракотовой, лепилась из комочков глины, остававшихся при кружении гончарной посуды. Раскопки, проходившие на территориях местных огородов, показали, что терракотовые свистульки были небольшими, размером с ладонь. Покрывать же игрушку масляной или эмалевой краской (в основном красного, зеленого или синего цвета), при этом применяя «золотой» или «серебряный» оживок, мастера стали позднее, и такая роспись, которая, несомненно повысила общую выразительность изделий, была продиктована необходимостью сбыта продукции, когда небольшими партиями свистулька вывозилась на всевозможные ярмарки в ближайшие губернские города – с целью привлечения покупателей на продаже гончарных изделий (фото 3).

Не менее интересны, несмотря на свою условность, и другие игрушки: из Суджи, Каргополя, Кожли, Плешково…

 

«АХ, КАКАЯ ЖЕНЩИНА, КАКАЯ ЖЕНЩИНА…»

 

Исследователи  считают, что весь этот мир животных и птиц играл в славянской мифологии сопутствующую роль, группируясь вокруг центрального образа – Великой Матери.

Если присмотреться к образам тех же сапожковских барынь-кормилок, их отличие от нарядных, полнокровных и праздничных барынь Дымково сразу бросается в глаза: удлиненные, нерасчлененные формы, маленькие головки, ритмичный орнамент придает им строгости и организованность (фото 4). Хотя и барыней-то это создание можно назвать условно: ее простота и одновременно величие наталкивает на мысль, что перед нами один из самых значимых образов древней пластики – не просто уничижительное «баба», а Баба как образ Богини Матери.

«Баба» стала объектом культа во времена, когда на смену охотничьей эпохе пришло время земледелия и скотоводства. В народном представлении издревле женский образ отождествлялся с началом жизни. Именно женщина считалась матерью всего сущего, так как обладала тайной и была наделена чудом рождения, от чего и представлялась как некая высшая, могущественная сила, которая играет важную роль в человеческой жизни.

В прошлом у славянских народов Руси Богиня имела множество имен: Берегиня, Мокошь, Лада, Рожаница, Мать сыра-земля и другие.

Интересно, но вот, например, Мокошь ассоциировалась с такими женскими работами как ткачество и шитье. Считается, что после принятия христианства на Руси имена Богини Матери были заменены. Так, Мокошь была заменена святой Параскевой (Прасковьей), покровительницей ткачества и торговли, или Святой Пятницей. Чтобы защитить женщин и дать им отдых, в Святую Пятницу запрещалось ткать.

С течением времени условный образ Богини трансформировался в привычные нам и декоративные барыню и няньку.

…Я держу в руках игрушку – маленький кусочек глины. Кажется, что он сохранил в себе тепло рук мастера. Эта незамысловатая игрушка с шероховатой поверхностью, странной, примитивной на первый взгляд, но такой выразительной росписью - как связующая нить с нашим прошлым, как эхо из глубины веков.

Один из исследователей игрушки А.Г. Оршанский писал: «Игрушки стары как мир, но не имеют родины, не знают своего начала, они были, есть и останутся. Все те же куклы, звери, утварь, даже те же отзывающиеся техникой каменного века формы, которые напоминают предмет, но не изображают его. Но так как ребенку по особенностям его примитивной души нужен только намек – символ, его эта игрушка радует: все недосказанное и недоделанное он дополняет с избытком своей творческой фантазией».

Как-то сразу вспомнилась утверждение еще советских времен о том, что дети страны Советов имели более развитое мышление и фантазию по сравнению со сверстниками из зарубежных стран. Разница объяснялась просто:  зарубежные дети были лишены возможности фантазировать, так их игрушки были очень конкретизированы и детализированы. Наши же дети, могли спокойно воплотить в паре-тройке спичечных коробков образ грузовика или превратить их в кукольную мебель, а коробка из-под телевизора могла запросто трансформироваться сначала в корабль, а потом стать танком. Швабра могла стать лихим конем. Песочные куличи – «угощением» для кукол. И ничто не могло конкурировать с неказистыми пластилиновыми человечками, тщательно вылепленными непослушными детскими пальчиками – подарок маме.

Так может дело и не в идеологии вовсе?

…И как-то вдруг захотелось налепить  глиняных игрушек – пусть несуразных и наивных, в них не это не важно, главное, что они – мудрое наследие человечества.

  

Елена Карнаухова, научный сотрудник отдела «Художественный музей» МБУ «Зеленогорский музейно-выставочный центр»

 Библиография:

1.

Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Ленинград, Искусство, 1975

 

2. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. Москва, Глас, 2006

 

3. Кулешов А. Г. Русская глиняная игрушка как вид народного творчества. Москва, 2012

4. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. Издательство Академии наук. Москва, Ленинград, 1936

 

5. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка

6. Материалы Сайта Рязанского областного научно-методического центра
народного творчеств:

http://cnt-ryazan.ru/masters/decorative_art/

 7. Сапожковская игрушка. Сайт «Лепка из глины»:

http://glina.teploruk.ru/article/sapozhkovskaya.html

 

Похожие статьи:

Художественный музей«Мы все - один народ, мы все причастны к одной культуре"

Музей истории городаВ добрый путь, Валентина Петровна!

Художественный музейХлудневские "перевертыши"

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1298 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!