Версия сайта для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
A A A
Цветовая схема:
A A A
Изображения:

Хлудневские "перевертыши"

30 сентября 2013 -
Хлудневские "перевертыши"

Данный материал посвящен одному из традиционных промыслов - хлудневской глиняной игрушке (д. Хлуднево Калужской области) из фондов МБУ "ЗМВЦ", ее особенностям и краткой истории развития.

 

Хлудневские "перевертыши"

Глиняная игрушка — одно из ярких проявлений массовой народной культуры. Ее роль в жизни человека прослеживается с глубокой древности. В те времена игрушка носила культовую, обрядовую функцию, когда созданные образы служили целям языческих верований. Многие из архаичных (то есть древних) образов выражали единство человека и природы, его связь с кормилицей-землей, олицетворяли ее плодородие, служили оберегами от темных сил.

«В русской игрушке, - отмечает академик Б.А.Рыбаков, - связь времён уходит очень глубоко в далёкую славянскую старину, иной раз даже в романтику языческой древности».

Одним из ярких примеров архаичной пластики является хлу`дневская глиняная игрушка, которая сохранила и таинственно донесла до нас через тысячи лет всю причудливую гамму метаморфоз древних верований. В христианские времена мистический смысл действ основательно забылся. Под влиянием христианства из изображений могущественных богов игрушки превратились в детскую забаву, сохранив при этом всю архаику своих образов, передававшихся по наследству от мастерицы к мастерице. При этом, конечно, исконное смысловое наполнение их частично было утеряно и преобразовалось в более понятные, привычные для нас формы. Но, всё же самые архаичные образы сохранились в крестьянской среде.1

 

Хлудневская игрушка – промысел в свое время забытый. Точную дату зарождения промысла исследователи не указывают, но ориентировочно относят к XIX веку (хотя на некоторых интернет-ресурсах имеется информация о XVII-XVIII веках). Развивался он в д. Хлуднево Калужской области. Предметом коллекционирования и изучения хлудневская игрушка стала в конце 60-х годов XX века. Внимание искусствоведов же она как явление привлекла лишь в 70-е годы XX века. Этот период считается периодом возрождения хлудневской игрушки на волне общего подъема интереса к народному творчеству.2

Глиняная игрушка мастеров Хлуднево в фондах Зеленогорского музейно-выставочного центра представлена десятью свистульками, хотя традиционно в Хлудневе делали два типа игрушек: игрушки-свистульки или «сопелки» (свистки-лежачки и «сопелки» на ножках) с отверстием для свиста на одном конце и фигурками животного или человека — на другом, и «грематухи» («громатухи») — погремушки в виде куклы-бабы. Для создания шуршащего звука при лепке под колокол юбки закладывали несколько комочков глины, после чего дно юбки замазывали и игрушку обжигали. При сотрясании игрушки глиняные шарики издавали звук, как у игрушки-погремушки.

Позже среди сюжетов хлудневской  игрушки появились Древа Жизни, высокие барыни, крупные петухи, павлины, композиции с людьми на скамейках, в повозках, лодках.

Архаичной, обобщенной лепке соответствует и роспись хлудневской игрушки - легкая, штриховая и точечная. В ней преобладают вертикальные и горизонтальные линии (знаки воды и дождя), розетки, кресты, мазки, точки (вертикальные синие и красные полосы изображают засеянное поле, вертикальная зигзагообразная лента – дождь, крест – солнце – солярный знак и точки зелёные – колоса, зерна и травы), причем расписывали обычно не всю игрушку, а отдельные её детали: хохолки, крылья, рога, уши, хвосты, часть туловища. Краску наносили как по поверхности естественного цвета обожженной глины, так и по побеленной поверхности игрушек. Последний вариант некоторые исследователи приписывают к попыткам хлудневских мастериц  подражать дымковской игрушке.

Для росписи игрушек применялись сначала минеральные краски и различные глины (ангоб), смешанные с яйцом и молоком, но чаще растительные краски:
чёрная - из отвара ольховых веток;

оранжевая - из молочая, зверобоя;
светло-жёлтая - из цветов ромашки;
тёмно-синяя - из цветов сон-травы, васильков;
зелёная - из чёрной ржи;
жёлтая и коричневая - из гречневой половы, шелухи лука.

Еще использовали травные краски (из молодых побегов ржи, ольховой и дубовой коры, стеблей и цветов). 4

И если филимоновские и сапожковские мастерицы делали кисти из птичьих перьев, а хлудневские пользовались соломиной. Хлудневские мастерицы используют 4-5 красок. А сама раскраска идёт «от вдохновения».5

Хлудневские свистульки из фондов Зеленогорского музейно-выставочного центра — яркие представители  архаичной пластики с характерной – вытянутой и коленообразной – формой тулова. Некоторые из фигурок зооморфны (похожи на животных), некоторые обладают явными признаками антропоморфизма (то есть, человекоподобные), берущего свое начало из глубины времен, когда разнообразные явления природы, окружающий мир одухотворялись древними людьми, наделялись «человеческими» чертами. Однако среди свистулек есть экземпляры, которые не поддаются идентификации в связи с наличием в них признаков полиморфизма (многообразности). В этих случаях не всегда сразу удается определить, где заканчивается один образ и начинается другой, так как мастерицы иногда лепили игрушки с секретом (так называемые игрушки-перевертыши)6, когда тот или иной образ открывается зрителю под определенным углом зрения.


Наличие полиморфизма отсылает нас к мифологии. Полиморфные образы известны современным исследователям практически во многих древних и традиционных культурах. Фантастические существа, образы животных, которые возникали в сознании древнего человека, находили свое отражение в эпосе и в искусстве: достаточно вспомнить птицу-сирина, медузу-Горгону, кентавра, скифского орлиноголового грифона и т.п.

Рассмотрим на примере одной из свистулек (фото 1).

Свистулька  вылеплена от руки, представляет собой архаичную зооморфную фигуру. 

Тулово вытянуто, изогнуто коленообразно, компактно, его форма лаконична, условна, горизонтальная и вертикальная части геометрически уравновешены. В нижней части тулово полое, имеет мундштук. Фигура устойчивая, имеет три точки опоры: две передние ноги и выпуклость в нижней части тулова.

Свистулька представляет собой игрушку-перевертыш, в которой выражена полиобразность: в профиль просматривается образ животного, похожего на козла: различаются приподнятая морда и рогообразная вытянутость в затылочной части головы. Второй образ – образ птички с длинным хвостом – вверху вертикальной части тулова.

Спереди – непропорционально маленькая  по отношению к тулову голова животного, которая одновременно представляет собой голову птички (фото 2).

Полиморфные свистульки в коллекции хлудневской игрушки немногочисленны и насчитывают, как удалось определить, три экземпляра.

Вот другая свистулька. Она представляет собой фигуру, образ которой фантастический, но при этом наделен человекоподобными признаками, которые проявляются в выполненном лице (есть глаза, рот, нос с ноздрями). В этой фигурке мастер воплотил некоторое фантастическое существо с головным убором в виде оперения (фото 3).

Спереди у фигурки серпообразно расположена рыба с расчлененным на два луча хвостом. Но и здесь мы сталкиваемся с эффектом «перевертыша», так как в профиль с обратной стороны хвоста рыбы просматривается морда животного, предположительно лисенка (фото 4, 5).

 

Интересна и третья свистулька (фото 6).

 

Свистулька представляет собой полиморфный образ:

общий вид дает представление о некоем животном — различаются вытянутая морда, ушки по бокам головы, хохолок в ее затылочной части. Глаза, рот выполнены в виде углублений.

 

 

 

Одновременно голова животного представляет собой маленькую птичку с расправленными крыльями и загнутым хвостом, вместо носовой части головы животного просматривается головка птички с глазками в виде небольших дырочек (фото 7).

До чего же мудрыми были наши предки! Кусочек глины превратить не просто в игрушку, а в средство тренировки образного мышления!  Здесь вам и воспитание живости ума, и чувства прекрасного, любви к природе и к тем живым существам, что жили рядом с человеком на протяжении многих лет. Куда там современным пластиковым трансформерам!

 

 

Карнаухова Елена Игоревна, научный сотрудник отдела "Художественный музей" МБУ "Зеленогорский музейно-выставочный центр"

 

 

 

__________________________

1 Статья «Сюжеты и символика в Хлудневской игрушке». Сайт «Хлудневская игрушка»: http://hludnevo.ucoz.ru/publ/sjuzhety_i_simvolika_v_khludnevskoj_igrushke/1-1-0-17

 2Личенко С.И. Народное искусство Калужского края XIX-XX веков. Калуга, 2001, с. 93

3 Статья «Сюжеты и символика в Хлудневской игрушке». Сайт «Хлудневская игрушка»: http://hludnevo.ucoz.ru/publ/sjuzhety_i_simvolika_v_khludnevskoj_igrushke/1-1-0-17

 4Личенко С.И. Народное искусство Калужского края XIX-XX веков. Калуга, 2001, с. 93

 5 Статья «Сюжеты и символика в Хлудневской игрушке». Сайт «Хлудневская игрушка»: http://hludnevo.ucoz.ru/publ/sjuzhety_i_simvolika_v_khludnevskoj_igrushke/1-1-0-17

 6 Кузнецова О. «Хлудневская игрушка». Народное творчество,  № 1, 2006, с. 29

Похожие статьи:

Художественный музей«Мы все - один народ, мы все причастны к одной культуре"

Музей истории городаВ добрый путь, Валентина Петровна!

Художественный музейСтары как мир

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2800 просмотров
Комментарии (1)
Anna # 7 октября 2013 в 23:11 +1
Очень интересная статья. Никогда бы не подумала, что такие простые игрушки могут содержать в себе загадки.
Турбина фольксваген джетта классификация и Признаки Признаки неисправности турбины.